Все началось с отправки резюме на почту масштабного клубного портала. В жизни одного из самых востребованных фотографов России – Андрея Байды – это сыграло свою роль. С тех пор в его объективы попадали лица не только российского, но и зарубежного шоу-бизнеса: от эксцентричного Джонни Деппа до одной из ангелов Victoria's Secret Миранды Керр. Известность в столичных кругах, как светского хроникера оказалась большим началом карьеры молодого фотографа.
— Ты стал известен обществу как светский фотограф. Звезды, которые тогда попадали в твой кадр, сегодня появляются в твоих свадебных снимках. Ты снимал свадьбу Мурада Османна, годовщину Сергея Жукова, был фотографом на свадьбе дочери Игоря Крутого. Когда и почему ты ушел в свадебную съёмку?
У свадебной фотографии есть неоспоримая особенность: эти снимки вечны. Они всегда будут вне времени. Я осознал это три года назад, когда закончил снимать светскую хронику, понимая, что снимки, которые я делаю, имеют ограниченный срок годности. Они появляются в светских репортажах и выпусках, где их все смотрят, но спустя несколько дней их заменяют новые фотографии. Они живут максимум неделю, а после исчезают с экранов телефонов и из газет. Мне же хотелось создавать фото, которые могли бы стать особенным воспоминанием в жизни человека. Снимки, которые пересматривают дети и даже внуки спустя пять, десять или двадцать лет.
— Сейчас ты позиционируешь себя исключительно как свадебный фотограф? Учитывая опыт работы, тебя называют одним из лучших светских фотографов. Как ты сам к этому относишься?
Я не однозначно воспринимаю эти высказывания в свой адрес. После выхода нескольких статей и интервью в журналах, в которых я был представлен в статусе фотографа, работающего с жанром светской хроники, закрепилось мнение, что и на сегодняшний день я один из лучших в этой сфере. Но светским фотографом я был пять лет назад, в то время как сегодня я развиваю себя в новом направлении и хочу это делать без навязанных мне ранее амплуа.
— Тем не менее, ты до сих пор сотрудничаешь с глянцевыми журналами: снимал Веру Брежневу для L'Officiel, Наталью Осман и Лену Перминову для Glamour Russia, а также обложки для Hello, Wedding и Tatler.
Ух ты, как это, оказывается, пафосно звучит со стороны (смеется).
— Перед тобой неоднократно позировал Тимати. Он был гостем мероприятий, которые ты снимал: свадьба Марии Иваковой и свадьба генерального директора Black Star inc. – Павла Курьянова. Поделись впечатлениями.
Мы работали с Тимати на постановочных съемках, когда снимали обложку для нового альбома концертного тура «Олимп» и его собственную коллекцию одежды. Он очень профессионален в работе с точки зрения кадра. Тимати не любит, когда ему говорят, как нужно делать или куда смотреть, – он сам знает свои «сильные» стороны и умеет их проявлять. В какой-то момент ты, как фотограф, понимаешь, что он принимает нужные позы, хорошо смотрится в кадре, его не надо корректировать, а поэтому и совместная работа всегда получается приятной и плодотворной. Никаких капризов, «звездности» и завышенных требований. И должен признаться, что при личном общении Тимати очень отзывчивый. Поэтому с ним приятно не только общаться в рамках съемки, но и вести беседу, и просто делать снимки, как это бывает на свадебных мероприятиях, где он присутствует в качестве гостя, а я – в роли фотографа.
— Так называемая «звездность», о которой ты говоришь… Когда она ощущается в людях, твой подход меняется?
Я всегда говорил: если ты хочешь снимать людей, которыми восхищаешься, и быть к ним ближе, то нужно изначально быть с ними на одной волне, не ставить их ниже или выше себя и только тогда уже снимать. Буду откровенным, мои первые съемки со звездами давались непросто: я волновался так, что даже ладошки потели, и не мог позволить себе лишнего слова. Этого умения часто не хватает людям, которые работают со знаменитостями, но этому необходимо научиться. В моем же случае реакция на известного человека изменилась только со временем, и сейчас я всегда стараюсь быть на «ты» с каждым человеком, с которым работаю, особенно если это – медийное лицо.
— Работать с живыми эмоциями на свадебных торжествах сложнее, нежели с профессиональными моделями, или каждая съемка проходит легко и в удовольствие, независимо от ее жанра?
Я не делаю четких разграничений между разными съмочными жанрами. Не мыслю понятием «свадебная фотосессия» и, снимая свадьбу, не придерживаюсь каких-либо канонов. На любой съемочной площадке я стараюсь максимально выжать то, как я это вижу. Это связано с тем, что меня вдохновляет далеко не только свадебная фотография. Я считаю, что важна общая насмотренность в нашей профессии. Я смотрю много работ зарубежных фотографов, мэтров фешн-фотографии. Отсюда – привычка смешивать разные жанры в абсолютно любой съемке: будь она свадебная, журнальная, деловая. Я не придаю особого значения разнице этих жанров.
— Но ведь разница есть…
Есть, но в любом случае у тебя в арсенале одни и те же инструменты: натуральный или выстроенный свет, люди и сценарий. Свадебная съемка требует много сил и внимания, ведь приходится делать несколько дел одновременно, чтобы ничего не упустить. Я заметил интересную вещь: какой бы трудной и долгой ни была съемка свадебного дня, эмоциональная отдача, которую ты получаешь со стороны пары, способна перекрыть любую физическую усталость, накопившуюся к концу торжества. Именно те эмоции, которые я вижу на свадьбе, затем в своих кадрах, а после – в виде фидбэка, заставляют меня развиваться и двигаться вперед.
— Давай отдельно поговорим о людях. Что для тебя самое важное – найти контакт?
Самое важное – чтобы человек тебе верил. Если тебе доверяют, то расслабляются перед камерой, перестают думать о каких-то неудобствах, разговаривают с тобой и... хорошо получаются на снимках. Как правило, я работаю в основном с женской красотой, и моя задача – чтобы девушка, будь то невеста или профессиональная модель, чувствовала себя самой красивой на свете. Здесь и сейчас.
— Ты сейчас раскрыл секрет того, почему на твоих фотографиях всегда красивые люди. Я раньше удивлялась: как это возможно, что у тебя что ни невеста, то настоящая суперзвезда!
Работая с журналами, я привык к тому, что одна из главных задач в постановочной съемке – это выжать из человека самый выгодный его ракурс. И делать это нужно быстро и профессионально. Это умение распространилось и на свадебную съемку. К тому же свадьба – это день, к которому невеста тщательно готовится: выбирает платье, аксессуары, стилист делает ей профессиональный мейк и прическу, многие заранее готовятся: корректируют фигуру, ходят в солярий. Это практически преступление – при такой подготовке сделать неудачные кадры. Все, что нужно, – это чтобы человек доверял и не нервничал.
— Давай вернемся к прошлому. Кажется, ты окончил факультет рекламы в МИИТ. Совсем не художественная специальность. Как считаешь, фотографу нужно профессиональное образование или все зависит от собственных амбиций?
К окончанию университета я был слегка разочарован в своем образовании, ведь оно не дало мне ожидаемых профессиональных сдвигов, а я считаю, что в творческой профессии, особенно фотографа, очень важно иметь горящие глаза и искренне любить то, чем ты занимаешься. Восторгаться другими профессионалами, вдохновляться тем, что происходит вокруг тебя и наблюдать за творческими объединениями. Только внутреннее стремление и поиск новых творческих путей позволяют достичь хороших результатов. После этого можно задумываться и о профессиональном образовании. Конечно же, как и в любой другой стране, в России существует образование для фотографа. Но, на мой взгляд, у нас эта школа развита слишком слабо. Именно поэтому уже долгое время я мечтаю поехать на обучение в Нью-Йорк и думаю, что в скором времени осуществлю эту мечту.
— Допустим, что у человека действительно есть все эти качества. Кроме специального образования, есть ли еще что-то?
Must-have для профессионального фотографа – это знание иностранных языков. Тогда ты начинаешь понимать культуру и обычаи страны изнутри. Это помогает смотреть на многие события с другим пониманием. Например, сейчас я изучаю итальянский язык, чтобы лучше знать своих зарубежных клиентов и особенности их менталитета.
— Насколько это определяет успех? Сложно ли сейчас российскому фотографу выйти на такой уровень – уровень заграничных съемок?
Общение с иностранными клиентами состоит из длинных цепочек писем на электронной почте. Потом с этими клиентами нужно подписывать договоры на их родном языке. Говоря с человеком на его языке, ты проявляешь себя в качестве всесторонне развитой личности. Да, и буду откровенным, выйти на зарубежный уровень не сложно. Нужно всего лишь этого искренне захотеть. Когда у тебя есть цель и ты начинаешь стараться, «работая» на нее, все получается. Кроме этого, важно начать сотрудничать с иностранными агентствами и публиковать серии своих работ на иностранных блогах. Вас будут видеть, замечать, и со временем это даст свой результат.
— Из твоей практики – что больше всего влияет на решение иностранных пар?
Для меня самым лучшим инструментом являются публикации в блогах, иностранцы это очень любят. Я веду второй аккаунт в Инстраграме полностью на английском языке, размещая там только европейские съемки, – таким образом меня тоже находят пары из других сран. Это первый этап. На последующем нужно продемонстрировать свою открытость. Судя по моему опыту, очень важно показать иностранному клиенту то, что ему не нужно переживать, как я приеду из Москвы и где буду жить. Организационные моменты такого характера я всегда беру на себя.
— В твоем выступлении на конференции «Бизнес и Творчество 2017» ты тоже сказал, что у тебя нет райдера для заграничных съемок. Отказ от этих требований возник в результате приобретения богатого travel-опыта или же доводилось сталкиваться с некачественным выполнением условий райдера?
Несмотря на географию моих проектов, я много путешествую и самостоятельно. Это действительно сыграло свою роль, и в какой-то момент я понял, что отказаться от райдера станет более практичным решением. Гораздо проще самому выбрать удобный перелет или хороший отель, нежели утверждать и обговаривать это с заказчиком. Как правило, это экономит время и дает возможность открыть новые места для отдыха, в которые я часто возвращаюсь после съемок.
— О своих путешествиях ты рассказываешь в авторской колонке проекта Buro 24/7. Чем, в первую очередь, ты руководствуешься при написании статьи о новом путешествии – личные эмоции или рекомендации для людей, которые в будущем планируют посетить это место?
Я всегда основываюсь на своем личном восприятии полученного мною опыта в тех местах, которые я увидел. Также я часто рассказываю о людях, которых встретил, ведь они тоже в особой степени создают атмосферу того или иного города. Во всех моих поездках, о которых я после пишу в путевых заметках, есть одна особенность, которая отличается от других статей о путешествиях: я никогда не следую уже известными маршрутами. Мне нравится изучать новые места, рассказы о которых редко можно встретить в Интернете или в Instagram-аккаунтах заядлых путешественников.
— Кстати, о маршрутах. Ты покорил один из самых крутых и аутентичных маршрутов Америки – Route 66. Как изменился твой кругозор за время этого путешествия?
Было невероятно! Впервые это произошло в 2011 году. Спустя год я решил повторить этот маршрут снова, но уже в другую сторону. Это было мое первое путешествие на автомобиле, когда я не останавливался в отелях больше, нежели на одну ночь, а постоянно двигался вперед. И именно такой вид путешествия в корне изменил мое представление о том, каким может быть отдых. Во-первых, я открыл для себя возможность независимого передвижения, когда ты сам решаешь, куда хочешь ехать завтра и все последующие дни тоже. Во-вторых, я увидел места, о которых не пишут в туристических блогах и журналах, но они поражают своей красотой.
— Давай вернемся в Москву и поговорим о твоих любимых и местах для отдыха в столице. Где нравится проводить время больше всего?
Если честно, то больше всего в Москве мне нравится бывать дома (смеется). После долгих съемок и перелетов хочется остановить время и совсем ничего не делать! Минуты, проведенные в тишине и спокойствии, очень важны, когда у тебя сумасшедший график. Но из любимых заведений я все же могу выделить Shop & Bar Denis Simachev с особой аудиторией творческого формата. Здесь всегда можно встретить знакомых, которые расскажут тебе последние интересные новости или даже предложат идеи для новых совместных проектов.
— В 2016 году ты стал финалистом премии Wedding Awards в номинации «Лучший свадебный фотограф». Расскажи — повлияла ли эта премия на твой подход к работе и карьеру?
Это была отличная возможность показать себя. Интересно выставить свои работы на всеобщее обозрение не только для своих клиентов, но и под прицелом пристальных жюри. Эта премия дала мне стимул к изучению работ других фотографов, поэтому в будущем я планирую подавать свои работы снова.
— Поделись своим мнением о профессиональном сообществе #TOP15MOSCOW. Что тебе дает проект?
Прежде всего – это общение с людьми, близкими по духу. Так как я часто работаю один на съемках, – этого действительно порою не хватает. Даже если мы работаем вместе с моей командой, нам редко удается о чем-то поговорить. А для профессионалов особо важно иметь такую возможность – поговорить со своими коллегами в дружеской обстановке. TOP15MOSCOW открывает именно эту дверь. Мы не только обмениваемся опытом, но и приятно проводим время. Для меня это и есть самое главное в этом сообществе.