Уроженец хорватского города Осиек Томислав Марциус — большой ценитель Андрея Тарковского, вдохновляется современным искусством Хорватии и Балкан. Открыв любой свадебный альбом с его работами, вы заметите нетрадиционную цветовую гамму. Вместо привычных для свадеб ярких и живых оттенков, фотограф предпочитает цвета классической пленочной фотографии. Поэтому его работы выполнены в более холодных, приглушенных тонах, что делает его мечтательные кадры, наполненные легкой ностальгией, еще более узнаваемыми.
За стилем Маркуса стоит особая философия — в ее основе увлечение всеми видами фотографии. Без его любви к охоте за моментом, его свадебные снимки не были бы так наполнены эмоциями. Он умеет поймать миг и запечатлеть его в своей особой манере — к счастью для поклонников его работ со всего мира.
О начале карьеры
В 2015 году свадебная фотография развивалась очень креативно. В это время я занимался административной работой и экспериментировал с пленочной фотографией в свободное время. Я влюбился в пленку в 2010 году, и с тех пор моя любовь становится все крепче. Так как мне не нравилась работа в то время, а фотография была моей страстью, мне захотелось каким-то образом сделать карьеру из любимого хобби. Я люблю и уважаю разные направления в фотографии и никогда не относил себя к какому-то одному.
Хотя у меня не было опыта, я увидел, как много пространства для творчества есть у фотографа в свадебной индустрии — нужно пробовать разные стили и при этом соответствовать ожиданиям клиента. На свадьбе происходит очень много всего. Я заметил, что на торжестве могу запечатлеть эмоции, «поиграть» с портретами и делать интересные и спонтанные кадры. Еще мне очень понравилось играть со светом и тенью — это сделало свадебную фотографию особо интересной для меня.
О чувстве ностальгии в своих работах
Творческие люди и художники меняют мир и делают его прекраснее. Но ты не можешь стереть некоторые части себя, они с тобой навсегда — например то, откуда ты родом. Я родился в части Европы, которая не может похвастаться успешной историей за последние годы. Я думаю, люди видят нотку ностальгии и меланхолии в моих работах, потому что как художник я никогда не убегаю от этих чувств, а наоборот, стараюсь показать их как можно более честно. Это ощущение пустоты и светлой грусти особенно заметно в моих не свадебных работах. Оно есть и на снимках с торжеств, но, конечно, немного другое. В свадьбе на первом плане всегда улыбки, счастье, веселье, но интересно иногда добавить несколько кадров с другим настроением, поиграть со светом. Мне всегда нужно обогащать работу контрастом — иногда чтобы показать баланс жизни, иногда чтобы немного заинтриговать.
О пленочной фотографии
Я начал снимать на пленку много лет назад — моими первыми камерами были Practika и Зенит-11. Эти фотоаппараты делали кадры такими загадочными, придавали им такую особенную атмосферу, поэтому я так долго их использую. Я был одним из первых фотографов в своем окружении, кто стал снимать свадьбы на Polaroid и камеры 35 мм. Раньше я не включал такие снимки в свадебную галерею, но потом понял, что хочу, чтобы все мои работы выглядели хорошо, на какую бы камеру они ни были сняты. В этом хаотичном году поэкспериментировать со свадебной фотографией не всегда удавалось. Зато мои личные проекты «Город Велнеса» и «Ностальгия по Адриатике» были сняты на пленку, и я очень этим доволен. В этом году я смог посвятить больше времени и энергии личным экспериментам.
О важности процесса
Я не думаю, что у меня есть какой-то один любимый этап в работе, потому что я просто очень люблю быть частью свадьбы и делать красивые снимки. Обрабатывать мне тоже очень нравится. Конечно, сейчас мне помогает то, что у меня есть свои пресеты, свой фирменный цвет, я уже нашел свое видение. Но даже когда ты все фотографии обработал, распечатал и отправил паре — на этом история не заканчивается. Часто у нас с женихом и невестой складываются дружеские отношения, и я понимаю, что для их свадебного альбома куда важнее процесс съемки, чем мои достижения и личные цели. Моя цель не в том, чтобы с первого щелчка затвора сделать идеальную картинку, а чтобы исследовать каждый момент особенного дня и запечатлевать настоящие эмоции.
О личных проектах
Мне нравится говорить, что фотографы и вообще творцы не должны себя ограничивать. У вас есть только одна жизнь, и это ваше решение — исследовать ее или нет. На мою личную работу повлияла в основном окружающая меня среда. И я вложил это влияние в несвадебные проекты, которые создают часть моего творчества.
Мне нравится снимать свадьбы, влюбленные пары, людей, но я не думаю, что в этом можно выразить всю свою творческую натуру. Можно использовать какие-то части своего внутреннего мира для коммерческих проектов, но не все. Мои личные работы рассказывают особенные для меня истории, и я этим очень горжусь. В этом году у меня наконец было время на них, и это дало свои плоды. Я не думаю, что находить свое имя в разных публикациях — это важно, но иногда бывает приятно получить внешнее подтверждение тому, что ты на правильном пути. В личных проектах я исследую отношения между людьми и пространствами, в которых они существуют. Вы можете посмотреть их на моем сайте www.marcijustomislav.
Моя цель в них — показать красоту простоты и обратить внимание людей на то, что они видят каждый день, но не замечают в этом прекрасного. Мне нравится фотографировать людей, которые погружены в свои мысли — они как будто отсутствуют в пространстве, как будто они здесь и в то же время потеряны. Я всегда хочу передать не только момент как таковой, но и атмосферу момента. Место, где я вырос, подарило мне ощущение ностальгии и чувствительности, и это видно в каждом моем снимке. Я показываю что-то личное и сочетаю свой внутренний мир с внешним, отсюда этот меланхоличный почерк, заметный и в кадрах с людьми и пространствами.
О звании одного из 30 лучших свадебных фотографов по версии журнала Rangefinder
Это признание стало для меня подтверждением, что я знал с самого начала — я занимаюсь своим делом, и я никогда не сдаюсь. Я вырос в окружении людей, которые не видели ценности в моем занятии и скептично смотрели на все, что я делал в жизни. Несмотря на это, я всегда был настойчив и верил в себя. Уверенность в себе играет большую роль. Это одна из самых важных вещей для человека, без которой вы не сможете принимать адекватные решения в жизни.
После профессионального признания мои клиенты не изменились и их количество не увеличилось, но и не уменьшилось — учитывая то, каким был этот год, я считаю это успехом. Когда у тебя есть награда, которую ценят во всем мире, кто-то может начать смотреть на тебя по-другому. К счастью, я остался тем же человеком, что и был до победы.
О любви к свадьбам
В работе нужно быть честным с собой и настолько настоящим, насколько это вомзожно. Когда клиенты чувствуют твою искренность и полную отдачу, они идут к тебе. Многие пары говорили мне, что больше всего их завораживает загадочная чувственность моих кадров. Я думаю, она происходит из моей эстетики, которую я транслирую во всем, что делаю. Для меня свадьба — это веселый и одновременно серьезный день, который помогает мне делать снимки.
Мне нравится демонстрировать свои работы в соцсетях, и пары очень рады увидеть свой свадебный снимок у меня в аккаунте. Я слежу за модной фотографией и люблю привносить немного от нее в свои кадры. Получается художественная, спонтанная, элегантная фотография с элементами высокой моды. В моей сфере такой подход не очень развит, и не все понимают его. Зато я работаю только с теми парами, которые любят мой стиль и не стараются его поменять. И у меня не бывает разочарованных клиентов.
О своей цветовой гамме
Многие свадебные фотографы работают с теплыми и насыщенными цветами, думая, что это придаст кадрам атмосферу пленки. Как я уже говорил, я начал с пленочной фотографии, но у меня никогда не было таких оттенков. Они никогда не выглядят такими теплыми, как цифровые — у них более холодная цветовая палитра, которую я решил перенести в свою диджитал фотографию. Я стараюсь использовать цвета, которые наиболее приближены к реальной жизни.
Не так просто получить светлый и цветной снимок из фотографии с темным тоном. Мне нравится делать черно-белые кадры — это придает особую атмосферу моментам, которые так хороши, что и не нуждаются в цвете. В то же время, пастельные оттенки и мечтательная эстетика всегда придают свадебному альбому особенный шарм. Но мне нравятся мои темные работы, потому что я понимаю — люди находят их более интригующими и атмосферными.
О красоте свадьбы
Я должен признаться, что я люблю эстетику во всем, она очень для меня важна, даже в моей будничной жизни. Над торжеством работает очень много людей, они все стараются сделать его идеальным, но у них не всегда есть свой стиль. На самом деле, творить может каждый. Я думаю, что каждая свадьба может быть красивой и особенной, потому что мы как люди все очень разные. Но общество должно принимать эти различия.