Первое, что встречают невесты, заходя на страницу фотографа Павла Голубничего — фраза про баланс эстетики и репортажа. Сегодня это, пожалуй, самый распространенный запрос среди невест. Помимо умения находить этот баланс, Павла отличает внимательное отношение к интересным деталям и неочевидным сюжетам, которые позволяют сделать свадебную серию кинематографичной. Об этом, а также о режиссировании кадра, экспериментах с пленкой и любимых моментах на свадьбах он рассказал нам в интервью.
Репортаж или постановочные портреты?
Мне кажется невозможным делать на свадьбе только репортажные кадры или только портреты. В течение дня большую часть времени я выступаю в роли наблюдателя, уровень моего вмешательства в происходящее практически нулевой. В тоже время, эстетические кадры, портреты — это некая основа свадебной фотографии. Если бы вам предложили выбрать один кадр со свадьбы, то с вероятностью 90% вы выбрали бы классический, в хорошем смысле, портрет: жених и невеста вдвоем или с семьей. Одно не может жить без другого. Но в процентном соотношении у меня преобладает наблюдение, репортаж.
Как сделать кадр, словно из кино?
Не хочется показаться самовлюбленным, но очень часто мои фотографии называют кинематографичными. Возможно потому, что я часто вдохновляюсь фильмами. В том числе и свадебными. Многие видеооператоры любят делиться скриншотами своих работ, мне нравится смотреть такие истории и представлять, что будет дальше в кадре, если нажать play.
Наверняка тут играет роль моя насмотренность. Постановка кадра — скорее интуитивное, а не намеренное. Иногда наблюдаешь и интуитивно ищешь композицию. А где-то выставляешь ее намеренно, но зритель может не считать это, и думать про живую фотографию или пойманный момент. Фотограф может влиять на зрителя своими приемами. У меня есть пример, где на церемонии жениху в глаз залетела мошка. Но глядя на это фото, вы подумаете совсем о другом, не так ли?
Мой стиль — что-то между классикой и lifestyle, раньше я много переживал что меня бросает от одного к другому, но понял, что все зависит от конкретной свадьбы и людей. Люди должны нравиться себе на фотографиях, им должно быть интересно смотреть серию. И тут уже стиль уходит на второй план.
Зачем так много эмоций и деталей?
Спустя определенное время ко мне стали в основном обращаться люди, которым близки мои взгляды на вещи, события и в целом красоту. Я рад, что уже не приходится объяснять наличие того или иного кадра. Хотя был переходный период в стилистике, и у пар возникали вопросы, почему тут обрезана голова, зачем здесь фото официанта... Он позади, и сейчас меня находят люди, которым близки мои взгляды и виденье. В свадебной истории уместно все: и детали, и закулисье, и классические кадры. Главное — баланс.
Фотограф преподносит свадьбу с разных сторон и «точек фокусировки». Гости и пара чаще всего сфокусированы либо на собеседниках, либо на основных «сценах» ужина. Грубо говоря, большинство гостей будут думать, что ты снимаешь того, кто говорит тост, а ты снимаешь абсолютно другую историю — реакцию на этот тост, к примеру. Мы можем выбирать очевидные и неочевидные сюжеты. Сейчас я снимаю людей, которым это близко, и я безумно счастлив.
Какова роль фотографа на этапе подготовки?
Я принимаю активное участие в подготовке к свадьбе. Конечно, стараюсь почувствовать, насколько это уместно, и действовать аккуратно, чтобы не быть слишком навязчивым. Все снова сводится к тому, что к тебе приходит клиент, которому близок твой вкус. Невеста, выбирая фотографа, ищет нечто общее с людьми на фото: как одета невеста, даже какого цвета ее волосы. Серьезно! Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что у меня в портфолио в основном брюнетки, и чаще приходят именно они. Я обычно прошу скинуть мне референсы, чтобы поймать нужную волну и настроение, готов давать советы по платьям, деталям и другим вопросам. Но лучше, чтобы это делал хороший свадебный организатор.
Как взаимодействовать с парой в день торжества?
Здесь нет конкретного скрипта. Все зависит от людей. Некоторым можно дать свободу действий и наблюдать со стороны. Кому-то проще, если их направляют и подсказывают. Безусловно, я помогаю с позированием. Важно, на мой взгляд, чувствовать людей и уметь адаптироваться к разным ситуациям, особенно внеплановым.
Чем интересна пленка?
Эксперименты с пленкой я начал еще в 2018 году, но тогда понял, что это не очень удобно. У меня была ретрокамера, требовалось много времени, чтобы выставить настройки и сделать кадр. Тогда с пленкой не сложилось. Сейчас же это уже тренд, почти каждый второй снимает на пленку.
Следующий шаг — содержание этих кадров. Ведь сейчас все скорее гонятся за модной формой. У меня тоже не все получается в плане содержания: не всегда я смело ловлю момент, выжидаю, чтобы не ошибиться. Это крутое чувство. Понимаешь свою ответственность на полную катушку. Поэтому пленка сейчас — это скорее что-то творческое. Хочется, чтобы все, включая меня, начали думать не только над формой таких фото, но и над содержанием.
Что в свадьбах — любимое, и что сможет их заменить?
Наверное, ни для кого не секрет, что многим фотографам нравится снимать сборы и утро невесты. Это практически творческая история. Ты снимаешь все: репортаж, детали, портреты, даже пейзажи. Настраиваешься на день. После рождения детей я стал сентиментальнее, мне очень нравятся семейные сюжеты: поздравления и объятия родителей, танец с отцом. Люблю наблюдать за реакцией мам и пап. Представляешь себя на их месте и тоже проживаешь эти эмоции.
Если бы не свадьбы, то, пожалуй, я бы хотел снимать футбол. Это моя страсть и любовь. Интересно попробовать передать неочевидные сюжеты. Был подобный опыт сьемки, но очень давно. Хочу дать себе второй шанс и взглянуть иначе на некоторые моменты. Снимать те вещи, на которых не сфокусировано всеобщее внимание. Правда, сложно будет делать это на матчах «Зенита», за который болею. Просто невозможно отвлечься от игры! Можно ли это говорить тут, на московском сайте?..