Онлайн-сервис вишлистов Atelier16 избавляет от лишних хлопот жениха, невесту и гостей. Молодоженам не приходится раз за разом отвечать на вопрос «Что вам подарить?», а приглашенным на свадьбу — обивать пороги магазинов и переживать из-за доставки хрупких презентов. На сайте Atelier16 можно добавить понравившиеся предметы декора и кухонные принадлежности в вишлист, а гостям останется лишь оформить покупку. О том, как меняется отношение к вишлистам со временем, поиске уникальных вещей на аукционах и собственном отношении к подаркам основательницы Atelier16 Жанна Карапетян и Анна Котляр рассказали в интервью TOP15MOSCOW.
Как появился Atelier16
— Как распределяются между вами роли в проекте Atelier16?
Жанна: Всего у нас в команде четыре партнера. Я отвечаю за поиск новых брендов и отбор ассортимента для сайта. Аня — за взаимодействие с клиентами.
— От чего вы отталкивались, когда придумывали этот сервис?
Анна: У Жанны на тот момент уже было несколько магазинов в Армении, где были собраны все лучшие бренды товаров для дома и интерьера, и мы исходили из того, чтобы развить этот бизнес в новом направлении.
Жанна: Сервис стал гармоничным отражением моего отношения к подаркам, и логичным развитием офлайнового проекта. Я всегда понимала, что выбор подарков и то, как ты их даришь — это очень важная тема. Здорово, когда люди дарят подарки, которые очень нравятся тому, кто их получает.
— То есть сюрпризы вам не очень нравятся?
Анна: У меня на компьютере есть вишлист, и желательно, чтобы мой муж, например, выбирая подарок мне на день рождения, взял что-то оттуда. То есть, я хорошо отношусь к неожиданным подаркам — но пусть они, по возможности, будут из этого списка (смеется). А Жанна просто не любит сюрпризы.
Об отношении к подаркам
— Жанна, у тебя десятилетний опыт профессионального «общения» с подарками, а Анна до открытия сервиса сталкивалась с подарками только как даритель и получатель. Как, учитывая такой разный бэкграунд, вы относились к подаркам раньше и как относитесь сейчас?
Жанна: Так как мы дружим уже много лет, могу ответить за нас обеих: мы всегда спрашиваем друг у друга, что подарить. Очень хочется, чтобы подарок понравился. На самом деле, нет ничего ужасного в том, чтобы сказать: «Я хочу вот эти туфли». Я и сама обожаю узнавать у людей, что им нужно.
— Как меняется ваша реакция на вопрос «Что тебе подарить»?
Жанна: Это очень смешно! Лет в 20 мы всегда хотели получить в подарок какие-нибудь сумки и туфли. А сейчас чаще всего просим какую-нибудь вазу или картину. У Ани эти изменения хорошо заметны: в 20 лет она хотела сумки Céline и Balenciaga, а в прошлом году мы подарили ей картину Валерия Кацубы — и, честно, она так не радовалась ни одной сумке! Потом я испытала это на себе ровно через год, тоже получив в подарок картину — я просто визжала от восторга.
— А как, по вашим ощущениям, на этот вопрос реагируют другие люди?
Жанна: Со временем люди все меньше стесняются на него отвечать.
Ценность сервиса для российского менталитета
— Исследовали ли вы российский рынок перед тем, как на него выходить? Насколько были востребованы вишлисты у русскоязычной аудитории до запуска вашего сервиса?
Жанна: Мне кажется, они вообще не были востребованы. На наши плечи легла амбициозная задача воспитать потребителей, рассказать им, что вишлисты — нужная вещь.
— Наверное, в начале пути у вас были сомнения? Как минимум, что на постсоветском пространстве люди по-прежнему считают, что просить гостей о конкретных подарках — это нескромно?
Анна: Сомнения есть в любом бизнесе.
Жанна: А в стартапе — тем более! Но это неотъемлемая часть нашей работы: объяснять ценность сервиса и брендов, которые у нас представлены, нашим клиентам.
Ведро для шампанского Puiforcat Art Deco
Как отбирают бренды для Atelier16
— Тенденция на осознанное потребление повлияла на ваше решение запустить сервис?
Жанна: Если говорить про осознанное потребление в смысле «не дарить людям лишнего и бесполезного» — то да, конечно, повлияла. А вот в выборе брендов мы этим поначалу не руководствовались. Но теперь, когда костяк марок собран, мы больше открыты к экспериментам и обращаем внимание на стартапы, на тех, кто поддерживает благотворительные проекты, на маленькие, нишевые бренды. Например, скоро у нас на сайте появится датский бренд Inge Vincents — над ним работают всего 10 человек. Они не могут сделать, к примеру, сразу сотню ваз, даже если очень захотят. У них безумно красивые вазы, но мы понимаем, что можем купить у них всего 5 штук, не больше. Второй этап развития нашего сервиса — это как раз работа с такими нишевыми брендами. Скоро мы привезем вазы из дерева манго американского бренда Made Goods. Тоже очень красивые, лаконичные и натуральные.
Анна: У Жанны есть свой бренд домашнего текстиля для дома Mairik. Текстиль вручную вышивают армянские белошвейки из семей, которые по разным причинам оказались в тяжелой жизненной ситуации. Получаются потрясающие вещи ручной работы, но в небольшом количестве, потому что физически больше не сделать. И это все тоже продается на Atelier16.
— Как происходит отбор брендов, представленный в вашем сервисе? Бывало ли такое, что вы знакомились с каким-то брендом благодаря клиентам, которые запросили его у вас, составляя вишлист?
Жанна: Мы никогда не игнорируем пожелания клиентов. Несколько раз в год мы всей командой собираемся, обсуждаем все запросы, которые нам за это время поступали, изучаем эти бренды — и да, бывает, что в итоге начинаем их продавать. Сейчас как раз подписываем договор с маркой, о которой узнали исключительно благодаря клиентам. Получая какой-то крутой запрос, мы порой думаем: «Странно, что мы раньше об этом бренде не знали». И тогда да, конечно же, мы с удовольствием добавляем его в наш сервис.
Сложные задачи и эксклюзивные вещи
— Как налажена работа консьерж-сервиса?
Анна: С каждым клиентом Atelier16 совершенно бесплатно работает консьерж. Он на связи практически 24/7, отвечает на любые вопросы по ассортименту, помогает составить вишлист, найти или запросить что-то особенное — это полноценный клиентский сервис онлайн.
— Какие необычные задачи приходилось решать вам и консьержам за последнее время?
Анна: Невеста захотела непременно получить в качестве свадебного подарка несколько сундуков Louis Vuitton, причем винтажных. В магазинах самого бренда их нет нигде в мире. Когда поступает такой запрос, то вся команда, включая топ-менеджмент, подключается и начинает думать, как решить этот квест. Сундуки в итоге нашлись в Париже, невеста была счастлива. Кстати, несколько экземпляров у нас и сейчас в наличии. Так что мы всегда готовы к самым неожиданным запросам: будь то поиск винтажного сундука или выкуп чего-то особенного на аукционе.
— Расскажите подробнее, как происходит работа на аукционах.
Анна: Несколько месяцев назад клиентка попросила выкупить для нее на аукционе в Майами работу Карла Лагерфельда. Там выставлялась целая коллекция из 125 его ранних эскизов для Дома «Тициан», где он работал в начале карьеры, и эскизы для Элизабет Тейлор. Запрос клиентки мы выполнили, а заодно купили еще один эскиз для себя и выставили его на сайте. Как раз тот случай, когда мы, услышав запрос, подумали: «Вау, нам это тоже срочно надо».
— Возможна ли кастомизация серийных предметов? Например, кто-то хочет нанести гравировку, или определенную чашку, но не красную, а зеленую.
Анна: Бывают бренды, как Richard Ginori: у них официально можно заказать сервиз с любой монограммой. Кто-то выпускает лимитированные коллекции.
Жанна: Есть такие компании, да. А в остальных случаях это уже наша забота, а не бренда — мы сами можем сделать гравировку. Позолотить серебряное блюдо — тоже без проблем.
Анна: Если вам нужен сервиз с семейной монограммой, мы предложим 5 брендов на выбор. Любой такой запрос мы обрабатываем по максимуму.
Об отношении гостей к вишлистам
— Как меняется отношение пар и их гостей к вишлистам со временем? В Европе уже считается неприличным звать гостей на мероприятие без вишлиста, заставляя их ломать голову над подарком. Мы тоже к этому придем?
Анна: Несомненно, придем. На первых мероприятиях работать было довольно сложно: приходилось прилагать усилия, чтобы объяснить, в чем плюс сотрудничества с нами. Потом становилось все проще и проще. Теперь люди фактически сами понимают, что это удобно. Так и с гостями: многие нас благодарят, что им не пришлось долго искать подарок. Какие-то, конечно, не очень довольны: у них уже 20 лет пылится ваза, которую они мечтали передарить. А тут вроде как неудобно с ней прийти. Но я надеюсь, что скоро мы это поборем.
Ваза Anissa Kermiche
— Какой процент подарков из вишлиста, по вашему опыту, реально получает пара?
Анна: Все зависит от того, насколько грамотно составлен вишлист. Если в нем есть подарки разных ценовых категорий, а финансовые возможности и планы гостей в целом совпадают с пожеланиями пары, то дарят, в среднем, процентов 70 из списка. Задача наших консьержей — в том числе и помогать парам составлять сбалансированный вишлист, где каждый гость найдет подходящий подарок, и в итоге все останутся друг другом довольны.
Но, конечно, мы не можем диктовать людям, что добавлять в свой список. Бывают пары, которые хотят получить только определенные вещи и не смотрят на цены. Перед свадьбой иногда возникает чувство, что все за тебя так рады, что готовы потратить на подарок любые деньги. И если в итоге пожелания пары не совпадают с возможностями гостей, то процент подаренного бывает меньше. Мы знаем об этой ситуации и работаем над ней. Уже сейчас у гостя есть возможность купить подарочный сертификат, если ни один из подарков в списке ему не подошел. Плюс, подавляющее большинство посуды продаётся у нас не целыми сетами, а по одному предмету. То есть, даже если пара добавила в вишлист дорогой сервиз Hermès, гость может подарить одну-две тарелки из него: по отдельности эти предметы стоят совсем недорого.
Как будет развиваться Atelier16
— В каком направлении вы хотите двигаться, развивая Atelier16? Что сейчас важнее: расширять ассортимент подарков или выходить на новые рынки, а может, добавлять для клиентов еще какие-то опции?
Анна: Мы работаем над сервисом, каждую неделю добавляем новые бренды и новые позиции. В ближайшее время на сайте появятся Made Goods, Rudi, Robert Haviland & C.Parlon, Jonathan Adler, Aerin, Vanessa Mitrani. А еще скоро заработает функция, которая позволит гостям покупать более дорогие, «неделимые» позиции из вишлиста в складчину.