Фотограф Настя Николаева — мастер современной классики. Ее кадры элегантные, выверенные и минималистичные — и в то же время пробирают до мурашек своей искренностью и напитанностью эмоциями. Мы поговорили с Настей о ее стиле и профессиональном пути, философии свадеб «про людей» и о вдохновении в творчестве и в жизни.
С чего началась твоя карьера в свадебной фотографии?
По профессии я дизайнер полиграфических изделий. Какое-то время работала в типографии, верстала книги, журналы и частную прессу. Но уже тогда начала увлекаться фотографией. Как и многие в 2012-2014 годах, я стала приглашать своих подружек на фотосессии, и мы устраивали странненькие съемки, вдохновленные глянцем, в студиях, а то и просто в подъездах. На волне энтузиазма я записалась на курс по фешен-фотографии в White Photo School — и там меня окончательно увлекла камера. Одновременно в Москве начались первые свадебные воркшопы. Я приехала на один из них и была абсолютно впечатлена свадебной эстетикой.
Помнишь первую свадьбу, которую снимала?
Меня пригласила поснимать свою свадьбу одноклассница. Я тогда старалась использовать весь накопленный опыт — и с курсов, и с воркшопов, и с частных заказов. Получилось очень достойно (мне до сих пор нравится эта серия, хоть она и обработана в духе 2010-х: если синий, то ярко-синий, если зеленый, то ярко-зеленый...). Мне понравилось снимать ребят, плюс я заработала очень неплохие деньги по тем временам (если не совру, 12 тысяч рублей). Тогда я впервые подумала, что стать свадебным фотографом — потенциально хорошая идея. Но еще несколько лет не решалась уйти из офиса и сделать свадебную фотографию своей основной деятельностью.
Тем не менее ты в профессии уже больше 10 лет. Какого это — бывать на стольких свадьбах?
В 2021 году, когда случился бум после карантина, я отработала на 75 свадьбах. Тогда я поняла, что могу раскрыть вообще любую пару, всегда подстроюсь под комфорт команды и выдам качественный материал, что бы ни происходило — дождь, ветер или палящее солнце. При этом, свадьбы по-прежнему вызывают феерию эмоций у меня внутри. Я плачу на церемониях, первом танце, танце папы с дочкой... Конечно, я уже не буду так себя загонять и брать 75 свадеб за сезон — просто в силу того, что сейчас хочется меньше, но качественней. Но то, что я до сих пор получаю удовольствие от работы, — это 100%.
Что главным образом сформировало твою насмотренность?
Думаю, базу заложили те годы, когда я начинала. В то время было очень модно направление файн-арта: все такое воздушное, легкое, светлое. Особенно мне откликался стиль Тамары Гигола. Я экспериментировала с пленочной фотографией и постепенно пришла к «базовой классике», которая до сих пор внутри меня отзывается как нечто, что будет актуальным сквозь года.
Как бы ты описала свой стиль?
Свой стиль я бы описала как микс современной глянцевой фотографии и кинокадров. Люблю снимать как репортажно, так и довольно прямолинейно, постановочно, в духе фешен — при этом важно, чтобы все кадры находились в гармонии. Мне хочется, чтобы мои пары не только получали красивые портреты, но и могли, пересматривая серию, заново прочувствовать момент со всеми присущими ему эмоциями: слезами, улыбками, объятиями...
Какие свадьбы тебе сегодня нравятся?
Мне нравятся свадьбы про людей. Не концепция ради концепции, а мероприятие, на 100% откликающееся характеру пары и их олицетворяющее. Да, я очень люблю классику, но честно признаюсь, что с особенным трепетом еду на свадьбы-перформансы с продуманной иммерсивной составляющей. Но это, как мне кажется, в силу огромного опыта (если не ошибаюсь, это уже 400+ свадеб) и желания вдохновляться чем-то новым.
Кто твои пары?
Мои пары меняются вместе со мной. Когда-то они были про строгость, классику и фешен. Сейчас же, я считаю, свадебная съемка — это не постановочная фотосессия на протяжении 10 часов, а эстетичная документалистика, которая должна раскрывать главных героев и атмосферу дня. Мои пары искренне наслаждаются своим днем и друг другом, они обмениваются взглядами, шутками и улыбками. Они без стеснения целуют друг друга, плачут от нахлынувших чувств, смеются, дурачатся, бесконечно много обнимают своих близких и танцуют до упаду. Мои пары влюблены, счастливы и открыты на эмоции.
Расскажи о своей главной боли в профессии.
У меня две главные боли актуального времени. Первая — это сложность передвижения по миру. Очень хочется снимать как можно больше заграничных проектов, но с учетом предыдущих и будущих свадеб внутри страны теперь невозможно улететь одним днем в Европу и успеть вернуться к следующему проекту. Вторая боль частично завязана на заграничных свадьбах. Я заметила, что женихи-иностранцы умеют искренне кайфовать от своего свадебного дня. Они могут себе позволить где-то расчувствоваться, а где-то даже выглядеть смешными. В России же мужчины, в силу менталитета, чаще всего не так открыты эмоциями — они брутальные и серьезные. И это действительно моя фотографическая боль, ведь так хочется чаще снимать расслабленных и эмоционально открытых женихов.
Сталкивалась ли ты с выгоранием?
Как раз в тот год, когда я отсняла 75 проектов, в какой-то момент я поняла, что работаю в режиме Терминатора. Все свадьбы сливались в одну, а в финале вечера, когда я стояла на танцевальной площадке под «Хали-гали», у меня уже нервно дергался глаз. Да, это было выгорание. После того года я проработала баланс в сферах работа-жизнь, и всего лишь за счет ограничения количества проектов и подъема прайса проблема выгорания была решена.
Что тебя заряжает?
Меня заряжает любая эстетика. Это может быть и красивый фильм, и выставка, и новая кофейня. Или просто ваза, которую я нашла на маркетплейсе и жду с нетерпением. Плюс я максимально перезаряжаюсь, когда уезжаю за город. Тишина, природа, пение птиц, журчание воды и вся эта неспешность бытия очень помогает замедлиться и по-настоящему отдохнуть. И, конечно же, плюс сто к внутренней батарейке — это путешествия. Это то, что вообще рождает во мне желание творить.
Расскажи о любимом месте в Москве.
Оно, кстати, не в Москве, а в Подмосковье. Это «Арт-Усадьба Веретьево» на месте бывшего пионерлагеря. У них огромная территория, арт-парк, заповедник с контактными оленями. Я была там уже раз 7 — и каждый раз чувствую, что возвращаюсь в место силы.
Что для тебя главное в работе?
Быть в мэтче с парой. Мне суперважно, чтобы жениху и невесте было комфортно со мной, а мне — комфортно с ними. Если между нами есть химия, то работа уже не работа, а одно сплошное наслаждение.
Ты любишь снимать портреты. В чем залог удачного портрета?
Как раз в этом мэтче! И модели, и просто невесте суперважно быть в ощущении защищенности и комфорта. На бегу сделать классный портрет практически невозможно. А вот когда фотограф расположил к себе клиента — достаточно двух-трех щелчков.
Расскажи о фотографах, чьи работы тебя вдохновляют.
Буквально недавно я прошла обучение (очередное — я очень люблю учиться) у фотографа, который специализируется на работе с цветным светом. И после этого открыла для себя Эдгара Берга. Он один из тех, у кого я могу наскринить пять миллионов работ, и каждая будет бесконечно меня вдохновлять. Даже хочу попробовать внедрить что-то подобное в свое творчество — но, скорее, не в реальные свадьбы, а в инспирейшен-проекты.
Лучший комплимент твоей работе.
Как человек творческий, я остро нуждаюсь в обратной связи. Поэтому лучший комплимент — это комплимент моей работе. Когда пары пишут мне, что я превзошла их самые смелые ожидания — мое сердце тает. И ради таких слов хочется и дальше творить, работать, удивлять, радовать и предвосхищать.