Максим Колибердин известен в свадебной индустрии как fine art – фотограф. Именно за работы в этом направлении в 2016 году он получил премию журнала Wedding Magazine Russia и был назван лучшим в этом жанре. Работы Максима публикуют многочисленные российские и иностранные журналы и блоги: Weeding, Collezioni, Light, Once Wed, Style Me Pretty, Wedding Chicks, Magnolia Rouge, Weddywood, Wedding Vibes, Simple and Beyond, Veter Magazine.
— Fine art – это стиль, который сейчас в сфере свадебной фотографии популярен во всем мире. Как ты считаешь, в России он столь же распространен?
В России fine art появился лет через пять после того, как стал популярен в Америке. Поэтому на Западе он популярен чуть больше. Не последнюю роль играют и погодные условия в России, потому что хороший свет для съемки, по большому счету, есть только весной и летом. Но популярность этого стиля пока еще находится в стадии роста.
— Есть какие-то параметры качества, по которым ты сможешь определить хорошую фотографию?
Фотография – это искусство, ее нельзя стандартизировать. Почему выбирают того или иного фотографа? Не за технику, не за количество кадров, которые он сделает на свадьбе, а именно за то, что у него есть определенное чувство вкуса. Не нужно разбираться в технических аспектах съемки, сама техника сейчас настолько совершенна, что ошибиться в настройках или плохо снять в сложных условиях довольно сложно. Поэтому на первый план выходит видение фотографа. Это и раньше было так, просто был довольно большой технический барьер. Знаешь, есть даже такая статистика, что девочки снимают лучше мальчиков, потому что меньше задумываются о технической стороне вопроса, руководствуясь внутренним чувством прекрасного. В итоге кадр может быть где-то пересвечен или, например, неправильный по композиции, но при этом он может быть красивым, снятым со вкусом. Fine art – это же художественная фотография. На первом месте здесь стоит свет, композиция, красота людей, но оценивают работу все равно иначе. Если у фотографа есть чувство вкуса – его работу будут оценивать именно по этому параметру; если чувства вкуса нет, то начнут оценивать с технической стороны: резкость, свет, композиция и так далее.
— То, что ты называешь «художественной фотографией», может быть применимо к репортажу?
На самом деле – это очень тонкая грань. В репортаже самое главное – поймать классный момент, но совсем не значит, что такие снимки не могут быть художественными. Например, есть такой фотограф Георгий Пинхасов. Он первым из российских фотографов попал в сообщество Magnum (прим. Magnum Photos — крупнейшее международное фотоагентство, которое ставит своей целью распространение репортажных снимков в печати). Если посмотреть на его работы, которые считаются репортажем в чистом виде, то становится понятно, что оценить их с точки зрения каких-либо критериев просто невозможно, но это – однозначно! – художественные снимки, настоящее фотоискусство.
— Мы говорим сейчас с тобой о художественности работ, но свадебный фотограф вряд ли может позволить себе быть художником, потому что перед ним стоят определенные – в том числе и коммерческие – задачи, к тому же необходимо быть клиентоориентированным. Как гармонично соединить все эти цели?
Этот вопрос применим ко всем людям, которые так или иначе в своей работе соприкасаются с творчеством или с искусством. Любой хороший свадебный фотограф хочет творить не на уровне ремесленника, а стремится к тому, чтобы делать что-то крутое, необычное, быть художником. По настоящему новое всегда плохо воспринимается публикой. И тут можно пойти разными путями. Первый – это четко придерживаться своей линии. Только вот на примере художников это не всегда сразу могут оценить: Ван Гог покончил с собой оттого что его работы не понимали, Модильяни умер в нищете и безвестности. В то же время всегда слушать заказчика – значит потерять свойственную тебе индивидуальность. Наверное, это вопрос баланса и всегда очень индивидуально. У кого-то есть большой талант и он просто чувствует, что должен показать то, что он видит, не смотря на то, воспринимает это публика или нет. Кто-то хочет большое количество заказов и у него другая стратегия.
— Выходит, направо пойдешь – коня потеряешь, налево – себя. Как же тогда быть?
Отвечая на твой вопрос, я тоже приведу пример из искусства. Пикассо. Он основал собственный стиль – кубизм, – который до сих пор не понимает большинство людей. Но в то же время он нашел собственную нишу, которая была неотделима от бизнеса. Помимо своего гениального таланта, он обладал даром правильной самопрезентации. С точки зрения свадебной фотографии этот принцип применим отчасти. С какой-то стороны работа фотографа – ремесленная, то есть не имеет прямого отношения к искусству. Условия работы на свадьбе, в принципе, несколько ограничивают тебя рамками общепринятых норм и традиций. С другой стороны, если ты применяешь в работе свое чувство вкуса и видение, при этом придерживаясь золотой середины, то ты будешь более популярен и востребован, чем фотограф, который просто хорошо делает свою работу. То есть индивидуальность, непохожесть на других, собственный художественный почерк – были и будут важны для свадебного фотографа так же, как и для художника, чьи работы популярны и узнаваемы.
— В жизни многих известных сегодня свадебных профессионалов был некий переломный момент: свадьба, с которой началась известность. Первый большой проект. Было ли у тебя такое мероприятие?
Свадьба, с которой начался рост моей известности в профессиональных кругах, была лет шесть назад. Там был совсем маленький бюджет, декор в основном делался своими руками, но у ребят было потрясающее чувство прекрасного. И я могу сказать, что до сих пор успех свадеб заключается именно в чувстве вкуса, с которым подходят к ее организации. И еще – в правильном распределении бюджета.
— Допустим, невеста выбирает фотографа на сайте TOP15MOSCOW. Чем бы ты посоветовал ей руководствоваться?
Я бы рекомендовал, выбирая фотографа, просматривать не подборку одиночных кадров, а полные свадебные серии. Именно по ним видно, как работает фотограф в течение всего дня, как он показывает людей с разной внешностью, как снимает в разных условиях. То есть именно от просмотра полных свадебных серий сложится самое правильное впечатление. Но хочу сказать, что в TOP15 все фотографы очень крутые и доверять можно каждому из них.
— Если бы выбрали тебя, а ты бы оказался занят на эту дату, то кого бы порекомендовал?
Сложно сказать, каждый в чем-то особенный. Например, Игорь Булгак: каждая его фотография – это законченная, выстроенная картинка. А еще у него очень красивая обработка. У Андрея Настасенко мне нравится подход к сложному свету, к низкому ключу, что называется. Мне нравится художник эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо, и работы Андрея чем-то напоминают мне его картины. У Кости Семенихина и Марины Фадеевой прекрасные серии, а еще – тонкое чувство прекрасного. Все их работы от свадьбы к свадьбе очень стабильные: они всегда выдает результат одинаково высокого уровня. У Димы Маркова мне нравятся «сложносочиненные» фотографии, когда в кадре есть группа людей. Они похожи на красивые сценки из фильмов. Это не просто репортажные кадры, это очень красивые, продуманные работы. У Наташи Легенды и Лилии Горлановой очень нежная, я бы сказал – импрессионистичная фотография. Я понимаю, почему она особенно нравится девушкам. У Миши Харламова – элегантный, но при этом драйвовый репортаж. В работах Андрея Байды мне нравится то, какими он видит людей, – в его снимках есть атмосферный фешн-подход. У Леши Киняпина в каждой фотографии чувствуется некая семейственность, уют. Сережа Запорожец очень крут в нестандартных ракурсах. Съемки Кати Мухиной проходят в очень необычных местах, а это большая работа фотографа. У Гали Набатниковой – очень выдержанная элегантная фотография. Катя Романова очень «вкусно» снимает» репортажи. Видишь, я сказал про каждого что-то особенное. Это потому что у «художника» всегда есть свой почерк.
— Максим, давай предположим, что у тебя в руках рупор, а стоишь ты на трибуне перед всеми фотографами России. Что бы ты в этот рупор сказал?
Ребята, давайте все повышать цены! (Смеется). На самом деле, это очень сложный вопрос, я сразу представил себя Лениным, который хочет совершить революцию. А революция и не нужна. У нас и так все круто, органично развивается, много разных фотографов на любой вкус. Поэтому я бы сказал, что не стоит воспринимать друг друга как конкурентов, лучше дружить, общаться, помогать друг другу и при этом ценить свой труд!