Студия декора Maria German Decor является официальными декораторами отеля Metropol и The Ritz Carlton. Основательница студии Мария Герман пришла в ивент-индустрию из сферы выставочного производства, которая сформировала серьезный опыт в разработке масштабных и необычных декораций. На сегодняшний день студию отличает нетривиальный подход к проектам, каждый из которых выполнен с особенным чувством вкуса и стиля. Мария дала интервью специально для проекта TOP15MOSCOW, в котором поделилась мнением об основополагающих вещах в работе любого декоратора.
— TOP15MOSCOW объединяет объективно самых сильных московских декораторов. Как ты считаешь, что у вас у всех общего? Потому что работы-то у всех очень разные…
Если говорить о декораторах, то это либо те люди, которые очень преуспели во флористике и задают тренд в этой области, или же те, кто работает с масштабами, совмещая и флористику, и продакшн декораций. Невозможно с каким-то небольшим, местечковым производством, покупая все детали для оформлений в ИКЕА, попасть в TOP15.
— Но у тебя изначально уже было производство? Сложно организовать работу по собственному изготовлению декораций?
Когда я начинала в другом бизнесе, выставочном, производства у нас еще не было. На этом этапе, в период становления компании, требуются постоянные затратные вложения, уходы в минус и все связанные с этим трудности. Не могу сказать, что в остальном это сложно. Особенно для ивент-декораторов, потому что начинать можно, например, с одного бутафора, который будет что-то делать на твоих мощностях. Не обязательно сразу покупать различные станки, сварочные аппараты и покрасочные камеры. На мой взгляд, профессия декоратора подразумевает умение начать развиваться при помощи не очень больших мощностей. Все возможно при желании.
— Какой стартовый капитал нужно иметь, чтобы сразу создать собственное производство не только с одним бутафором?
Если ты хочешь работать на мероприятиях с бюджетом на декор, например, от миллиона, то на необходимые закупки на старте потребуется около 3-5 миллионов. Это основные материалы, запчасти, оборудование и другие необходимые вещи – например, вазы и искусственные цветы. Потому что изначально ты должен иметь возможности к некоторой вариативности при формировании своего предложения для клиентов.
— Маша, ты, появившись на ивент-рынке, очень быстро попала в узкий круг профессионалов, с которыми сотрудничают свадебные организаторы. Поделись инсайдами: как это сделать?
Я думаю, главное правило – это делать больше, чем от тебя ждут. Не на первом этапе сотрудничества, а всегда. Это вообще мой принцип работы не только с агентствами, но и со всеми клиентами. Я это воспринимаю не как историю, связанную с каким-то самопожертвованием в угоду своему развитию, а скорее как удовольствие для себя лично. Я просто совсем не жадная – вот мой главный секрет (смеется). На самом деле, у всех разные ситуации. Для кого-то работа – это только бизнес, я же себя отношу к тем людям, которые делают это в том числе и для удовольствия, а потому позволяют себе, во-первых, отказываться от тех проектов, которые не нравятся, а во-вторых, делать больше оговоренного заранее для клиентов, которые зажигают и вдохновляют.
— Как ты считаешь, в чем заключается основная задача агентства?
Думаю, в том, чтобы не затрачивая время клиентов и подрядчиков на ненужные встречи, максимально точно определить, кто больше всего подходит той или иной паре. Агентства в первую очередь должны быть хорошими психологами.
— Мне известно, что в работе декораторы часто сталкиваются с проблемой, когда они вынуждены объяснять клиенту стоимость своей работы, расписывать сметы. Мы сейчас с тобой сидим в кафе и пьем кофе. Согласись, нам и в голову не придет начать выяснять, почему у него такая стоимость и уж тем более просить скидку. Мы понимаем, что сделать вот такой вот кофе дома мы не сможем. А еще понимаем, что платим далеко не только за сам напиток. Почему вы, декораторы, так часто сталкиваетесь с этим?
Я буквально недавно обсуждала эту тему с клиентом. Такое действительно встречается. Не всем понятно, что труд декоратора не может состоять из отдельно выделенной фиксированной суммы в смете, как, например, у архитектора, который берет, скажем, сто евро за квадратный метр. Декоратор не может позволить себе так работать, потому что он продает готовый продукт. Как кофе. Это невозможно разделить на энное количество пунктов и расписать их по отдельности. Почему так? Думаю, потому что рынок молодой и общего понимания пока нет. В тоже время, я всегда пытаюсь поставить себя на место заказчика. Мне кажется, что если бы я делала себе свадьбу, ничего не понимая в этой индустрии, то, наверное, услышав, что декор стоит, например, миллион, я бы тоже слегка ужаснулась. Но вместе с понимаем, из чего состоит эта цифра, пришло бы и понимание, почему она такая. И разговор тут о том, что обосновать стоимость декора, мы, конечно же, можем, но это не подразумевает расписание по пунктам каждой детали и объяснения клиенту, почему у нас какой-нибудь цветок стоит не так, как на Рижском рынке.
— У меня остался еще один вопрос про бюджет. Для людей, работающих в свадебной индустрии, не секрет, что пары очень часто сокращают именно смету по декору, если встает вопрос об оптимизации расходов. Поэтому некоторые декораторы, зная, что такой исход событий вероятен, изначально предлагают клиентам чуть больше, чем нужно. Что ты думаешь по этому поводу?
У меня другой подход. Я всегда стараюсь придерживаться оговоренной клиентами суммы. Если этого не сделать и предложить решение с другим бюджетом, то это может вызвать непонимание и даже возмущение. Бывает, происходит так, что заявленный бюджет совсем не совпадает с желаниями невесты. В том случае, когда я на первом этапе понимаю, что бюджет на миллион, а пожелания на полтора, я разрабатываю концепцию, которую хочет невеста, и расписываю полный бюджет, выделяя строчки, от которых можно отказаться, чтобы прийти к желаемой сумме. Бывает и такое, что, пообщавшись с парой и обсудив концепцию их мероприятия, я вдохновляюсь какой-то идеей, которая не вписывается в заявленный бюджет. Тогда я предлагаю два варианта, но у ребят в любом случае есть достойная альтернатива, которая соответствует их первоначальному запросу.
— Все твои работы, которые можно найти в портфолио, сделаны в определенном стиле и с особенным почерком. Что для тебя главное при создании каждой из них?
Любой проект должен отражать не только почерк декоратора, но и внутренний мир клиента. В сущности, именно это и есть самое главное. Любимая часть моей работы – это общение с клиентом, понимание того, чем он живет, дышит. Тогда получится «попасть в точку», сделать акцент на том, что действительно важно для людей, нравится им.
— Маш, работа декоратора – это в том числе и творческий процесс. Как не превратиться в ремесленника, не начать «штамповать» проект за проектом?
Это очень важный момент. Нужно уметь оказываться от не своих проектов, уметь рассчитывать свои возможности и не брать сверх того, что можешь сделать. На самом деле это очень сложно.
— Ты работаешь не только с частными клиентами, но с большими компаниями, например, с отелями Metropol и Ritz. Что для тебя сложнее?
По-разному. Иногда при работе с крупными компаниями очень много бюрократической работы, тогда как утвердить что-либо с невестой можно, просто написав “ОК” в ватсапе. В тоже время бывает и такое, что встречаются очень непростые невесты.
— Кстати, про общение с невестами. Ты как-то ограничиваешь свое рабочее время или ответишь на сообщение даже в три часа ночи?
Если я смогу, то отвечу. Вообще я никак не ограничиваю свое рабочее время для клиента. Если я по тем или иным причинам не могу общаться, то ставлю телефон на беззвучный режим и отвечаю тогда, когда это будет мне комфортно. Я, кстати, вообще не понимаю вот этой истории с ограничениями в общении. Замечания я уж точно никогда не сделаю.
— Расскажи немного о себе. Как ты проводишь время вне работы?
Такого времени у меня не много (смеется). Я очень люблю проводить время с семьей. Мы много путешествуем. Работа моего мужа связана с командировками, и очень часто я езжу с ним.
— В свадебной индустрии много пар, которые работают вместе: фотографы, руководители агентств. Но когда твой спутник не имеет никакого отношения к подобной сфере, то, наверное, ему непросто понять и принять такой вот график?
Лично мне в этом плане очень повезло. Изначально мы с мужем вместе работали в выставочном производстве, поэтому в вопросах ночных монтажей он меня понимает. Хотя не могу сказать, что ему это нравится. Но вообще это проблема. Первое, что я спрашиваю у людей, которые хотят устроиться ко мне на работу, это понимают ли они, с чем придется столкнуться: ночные монтажи, работа в выходные. И очень часто, с чем я сначала сталкивалась, – это то, что вторые половинки, а в основном это, как правило, мужчины, очень негативно относились к подобным графикам.
— Есть ли у тебя в планах глобализация своей студии, чтобы некоторым образом разгрузить себя?
Очень сложно привить кому-то свой вкус. Объяснить, как именно ты это видишь. Всегда есть эскизы, есть описание, но все равно, каждый раз я приезжаю на площадку и прошу что-то переделать. Дело в том, что я ужасный перфекционист. Хотя стараюсь постоянно работать с одними и теми же флористами, которых мы приглашаем под проекты. Как доверить целиком и полностью проект кому-то другому, я пока не понимаю. А потом и парам, и агентствам важно работать именно со мной. Этот тот фактор персонализации, который пока очень сильно влияет на нашу работу. Я с трудом могу представить себе, что организаторов устроит ситуация, если я скажу, что площадку им буду сдавать не лично я, а кто-то другой. Это фактор доверия.
— Когда ты ищешь постоянных сотрудников для своей команды, те люди, кто уже работал с декораторами – твоими коллегами, приоритетнее остальных?
Мне важен опыт, но я избегаю брать на работу тех, кто работал с другими декораторами в свадебной сфере. Что они могут привнести в мою компанию? Сплетни и рассказы о коллегах? Мне это неинтересно. Более того, мне была бы неприятна обратная ситуация. Это что-то вроде корпоративной этики.
— Если бы у тебя была возможность донести до всех декораторов какую-то очень важную мысль, что бы ты сказала?
Я бы сказала, что в любой ситуации нужно оставаться приятными людьми. Мы готовим мероприятия, которые являются очень важными для людей. Декор всегда связан с чем-то праздничным. И очень странно, когда процесс работы становится напряженным. Я думаю, это очень важно понимать. Это, кстати, относится далеко не только к декораторам, но и к парам. Ведь когда к нам относятся с уважением и когда декораторы работают в комфортных условиях, то и нам приятно работать, делать что-то большее для своих клиентов, отвечать в три часа ночи на сообщения, в конце-то концов (смеется).