Платья Модного Дома Татьяны Кочновой — мечта любой невесты и настоящие произведения искусства. Их легко узнать по необычной драпировке, ручной вышивке и россыпям из шелковых цветов. И, конечно, за всем этим кроется многогранная личность дизайнера. Мы заглянули в гости к Татьяне и поговорили о поиске своего пути, вдохновении «персонажами» и кутюрном производстве.
С чего началась твоя карьера в дизайне одежды?
Моя карьера началась еще в университете, где я училась на кафедре «Дизайн костюма». На старших курсах я стала работать в модном Доме Татьяны Парфеновой и параллельно шила на заказ. Одновременно я занималась флористикой — у моей бабушки всегда был разбит сад, который очень меня вдохновлял. Сейчас я все еще люблю прополоть цветы, покопаться в земле, но уже в мамином саду, таком же прекрасном. Да, о своем саде я тоже мечтаю.
В 2013 году я выпустила дипломную коллекцию и решила взять паузу на лето, чтобы отдохнуть от фэшн-индустрии, которая меня тогда сильно вымотала. Казалось, что я больше никогда к ней не вернусь. Но, уже неделю спустя, меня зазвали в свадебное агентство (в этом мне как раз помогла флористика). Моей задачей было курировать креативную часть.
На деле, тогда, в маленьком начинающем агентстве, это означало, что декор, флористику и торты ты создаешь и заказываешь сам. Сам монтируешь и демонтируешь, договариваешься с фотографами и операторами, организовываешь пробники мейка со стилистами, делаешь полиграфию, работаешь психологом невесты на полставки и собираешь все это воедино. Одной из наших клиенток оказалась невероятно красивая невеста из Москвы. У нее уже было платье из Парижа, но я предложила создать для съемки лавстори еще одно — не белое, не корсетное, с кофейным французским кружевом и пудровым шлейфом внизу, напоминая образы Ундины Врубеля. Это платье в итоге разлетелось по всей России и Европе — все хотели его снимать.
Как появилась первая коллекция?
У меня появилась идея создать линейку свадебных платьев в рамках агентства: два бизнеса в одном. У владелицы агентства было другое видение, но она предложила одолжить мне деньги на первую коллекцию. Даже не верится, что сумма, за которую сейчас не купишь и половину платья, тогда настолько вдохновила, что появился мой собственный бренд.
Главное — мне было очень важно качество тканей. Поработав у Татьяны Парфеновой, видя настоящий кутюр, я больше никак не могла даже трогать ткани с «Апрашки» [прим. ред. «Апрашка» — Апраксин двор, рынок, где студенты часто закупались тканями для своих коллекций]. Ставки выросли, и в ход шло все: деньги, заработанные в агентстве, случайные заказы букетов через друзей, доходы с индивидуальных заказов платьев, подарки на праздники: «А можно деньгами?» Так, к весне 2014 года я изготовила небольшую коллекцию. Все тогда казалось простым и логичным: я анонсировала в свадебном блоге, что планирую представить платья в Москве, и невесты записались… Конечно, сегодня многое изменилось: и маркетинг, и пиар, и продакшен — это уже совсем другой уровень. Тогда я все делала по наитию. Но, значит, все оказалось в свое время и на своем месте. В качестве шоурума я тогда сняла фотостудию, и именно там начались мои первые продажи.
В какой момент ты поняла, что на правильном пути?
Мне кажется, я никогда не искала правильный путь — это он меня находил. Вообще, я стараюсь оценивать все происходящее в моей жизни, делать выбор критерием радости. Задаю себе простой вопрос: «Мне весело, у меня захватывает дух, я вижу продолжение этой истории?» — значит, все так, как надо. Если вдруг устаю, начинает болеть спина и все в этом духе — значит, надо переключиться на что-то другое.
Конечно, это звучит просто: всегда есть мнение других, принятые нормы, сомнения, миллион опций, чужой опыт — от всего этого совсем непросто абстрагироваться. Интернет, медиа поразительно властно умеют завладеть мыслями и чувствами. Но когда у меня получается эти каналы отключить, все тут же расцветает. Попробуйте!
Зачастую невесты обращаются к тебе с запросом об индивидуальном пошиве платья. Как в таком случае удается балансировать между своим видением и желанием клиента?
Обычно все происходит легко. А если вдруг мы не можем договориться — то это признак опять-таки чего? Того, что мы на неправильном пути, что-то идет не так в общении. В такие моменты я прислушиваюсь к себе (в каком я настроении? Не придумываю ли себе проблем?) и присматриваюсь ко второй стороне. А потом честно и вежливо говорю клиенту, что думаю — даже если это значит, что ему стоит поискать другого мастера, с иным видением.
Иногда бывает так, что после честного открытого отказа невеста раскрывается по-новому. Говорит: «Нет, подождите, я хочу создавать платье только здесь». И мы начинаем совершенно другой разговор, на новом уровне искренности — и все сразу получается.
Конечно, нельзя отрицать материальную сторону вопроса. Иногда я понимаю, что в бюджете клиента не смогу, например, использовать те ткани, в которых уверена и которые люблю. А без удовольствия и понимания, что так будет лучше всего, нет смысла делать. Или слишком сжаты сроки. Если моя команда будет работать впопыхах — она быстро выгорит. А я ценю своих людей и не буду травмировать.
С кем из знаменитостей тебе бы хотелось поработать?
Если говорить о России, то Оксана Фандера — прям моя героиня. В нее невозможно не влюбиться. Вообще, достаточно только услышать голос Оксаны. А когда еще и видишь эти губы, взгляд, вихрь седых волос — красиво совсем. Алена Долецкая — это мудрость, живость, стиль и свобода. Сати Спивакова — настоящий учитель жизни и общества, идеал светской женщины. Я достаточно давно работаю со Светланой Бондарчук — она меня тоже очень вдохновляет. А сколько невероятных женщин и девушек-фотографов и стилистов, влюбленных в свое дело, своей увлеченностью вдохновляющих меня!
Вообще, у меня есть такая история, что когда я загораюсь персонажем, то называю его именем платье. Есть модель «Ралина» в честь фотографа Ралины Газизовой, «Дени» в честь Дениса Вобликова [ex-арт-директора TOP15MOSCOW — прим. ред.], «Ева» в честь моей дочки…
Из чего обычно состоит твой день?
Когда я в Питере, почти каждый день провожу в мастерских. Их у нас две на Петроградке: «Бенуа» и «Матвеевский Сад» (мой кабинет здесь, с видом на чудесный городской сад, отсюда и название). Или наведываюсь к менеджерам в наш шоурум в башне — тоже здесь, в сердце города. Такой обход владений получается. Я очень люблю наши площадки, в стиле парижских квартир, с библиотекой, камином, паркетом, высокими потолками, старинной лепниной и современной техникой в этой атмосфере. Часто бываю в Москве, на примерках в нашем шоуруме на Мясницкой. Здесь тоже мансарда, паркет, камин, много воздуха, книги и, конечно, прекрасные гости.
Хожу на спорт и массаж регулярно — это очень важно для поддержания себя. Провожу время с семьей, наблюдаю за дочкой. У нее много секций и кружков, пошла в бальные танцы, как я когда-то. Могу часами смотреть, как она танцует. Часто она приезжает вместе со мной в мастерские, в целом, можно сказать, что она здесь выросла, среди этих прекрасных людей. Для меня нет четкого разделения между работой и жизнью, и я за это очень благодарна. Тайм-менеджмент пока не моя идеальная сторона, но я стремлюсь. Пока постоянная смена ролей наполняет меня энергией: в один момент я дизайнер, затем управленец, потом владелица бизнеса, а иногда даже вышивальщица. Все это ужасно интересно.
Как удается контролировать качество каждого изделия? Все проверяешь сама или можешь это делегировать?
Когда-то давно я делала все сама. Но с нынешними масштабами это стало просто невозможно. У нас 60 человек в команде и несколько подразделений: отдел продаж, финансовый отдел, HR, маркетинг, свой продакшен, отдел логистики, и, конечно, производство. На производстве тоже все выстроено четко: есть конструкторы, технолог, который следит за качеством, закройщики, отдел ручных работ и вышивок, отдел реставрации и чистки. Каждый отвечает за свою зону.
Я активно включаюсь во все процессы в нужное время, особенно, конечно, когда идет создание новой коллекции. Здесь я контролирую все — от начала до конца. Тот же процесс идет, когда мы работаем с индивидуальным дизайном для клиента или продумываем съемку или выход для медийных людей. Но если речь о платье, которое уже отработано, я в нем уверена, — мне важно уметь его отпустить. И сейчас у меня есть команда, которой я могу это доверить.
Как ты любишь отдыхать?
Лучший отдых — это смена деятельности, думала раньше я. Сейчас я понимаю, что паузы и тишина от всего очень важны. Важны прогулки, для этого есть любимый Питер, люблю летние горы, чужие города и страны, где можно нагуливать километры и думать о своем. Не могу без книг, и без их покупки — в электронном виде не читаю. В своих книгах можно делать заметки, заламывать уголочки важных страниц. В Питере чудесные «Подписные издания», с мужем и дочкой заглядываем туда почти каждую неделю за новым уловом.
Расскажи о любимой части своей работы.
Наверное, это фитинги перед съемкой лукбуков. Приходят модели, и мы просматриваем на них все платья. Собирается вся команда и вместе творит, добавляя финальные детали. Это самое вкусное. И еще обустройство наших площадок. Интерьерные вещи, книги, свечи, новые фишки для мастерских, которыми мы еще не пользовались. Привожу много из других стран.
Какая невеста — «твоя»?
У меня все невесты разные, и я этому очень радуюсь. Я вижу женщин из разных стран (мы работали с невестами из более чем 25 стран), созваниваюсь с ними, наблюдаю — и все они настолько необычны, уникальны по-своему. Если бы типаж всегда был один, наверное, это было бы неинтересно. Даже в коллекциях я подбираю платьям разные имена, потому что у каждого свое настроение и характер. Любой человек, который ко мне приходит, приносит что-то свое — и даже если это что-то негативное, я воспринимаю это как опыт и возможность для роста.
Продюсер: @dar_anishchenko
Фото: @_sasha_dk
Видео: @theycallmeana