Ведущий, сценарист, режиссер шоу-программ с высшим профессиональным образованием Антон Абучкаев имеет огромный опыт работы в сфере не только свадебных мероприятий, но и крупнейших ивентов. Более 18 лет в индустрии праздников и глубокое знание её специфики сформировали особенный творческий подход к каждому событию, которое ведет Антон.
— Антон, если говорить о профессии режиссера событий в целом, то что входит в круг задач этого человека?
— Режиссёр — это такой ЦУП (Центр Управления Полетом). Режиссёр возглавляет творческий процесс. Он придумывает идею, перекладывает её на бумагу, после чего начинается настоящее волшебство, воплощение идеи. К этому подключается расширенная группа профессионалов, которые участвуют в дальнейшей проработке задумки режиссера или сценариста. Практически в любом празднике есть несколько составляющих: хореография, музыкальное и световое сопровождение, декорации; все они подчеркивают единую идею и полностью подчинены ей. За каждую из этих частей отвечает профессионал, который является продолжением задумки и неповторимости каждого конкретного события, но всеми ими руководит именно режиссер. Он должен поставить правильные задачи, которые будут преследовать только одну цель: чтобы мероприятие смотрелось целостно и все процессы внутри него происходили слаженно. То есть режиссер сводит воедино работу всех специалистов. Происходит это, как правило, на этапе приготовления и на репетициях. Поэтому я всегда говорю, что свадебная режиссура – нечасто встречающийся феномен.
— Тем не менее сейчас понятие свадебной режиссуры повторяется повсеместно. Получается, она сильно отличается от событийной?
— Разумеется, свадебная режиссура отличается от событийной. Во-первых, в любом театрализованном представлении роли играют актеры, не всегда профессиональные, но актеры, а в свадебном спектакле главные роли исполняют живые люди. Они ничего не играют, они проживают еще один день из своей жизни. А вот как именно они его проживут, искренне заплачут или рассмеются, в этом и есть профессия режиссера. Во-вторых, представьте себе спектакль, его показали на премьере, закрылся занавес, и режиссер продолжает работу по усовершенствованию своего творения. Проводит дополнительные репетиции, меняет что-то в музыке и т.д. В режиссуре праздников нет второго шанса, нельзя исправить на следующем спектакле. У нас у всех только один шанс устроить людям настоящий праздник. Именно поэтому свадебная режиссура – это понятие известное, но редкое. И те мастера, которые создают из довольно традиционного праздника настоящий неповторимый шедевр, с сюжетом, с собственной мыслью и идеей, заслуживают аплодисментов (хлопает в ладоши). Их мало, но они есть.
— На свадьбах тоже становится популярным репетировать различные моменты: танец, церемонию…
— И чем больше моментов в итоге будет подготовлено и отрепетировано, тем больше в этой свадьбе режиссуры. Даже, например, похищение невесты, которое раньше часто происходило спонтанно, теперь подготавливается заранее. Если, конечно, пара хочет, чтобы это действие было на их свадьбе. Практика показала, что эта история проходит хорошо только тогда, когда она срежиссирована и продумана.
— Как ты смотришь на то, что на сегодняшний день функции режиссера чаще всего выполняют свадебные организаторы?
Работа организаторов, которые выступают на свадьбе в роли режиссеров, чаще всего сводится лишь к одной грани этой профессии – «выпускающий режиссер». То есть – работа по сценарию, отслеживание того, чтобы все элементы происходили так, как запланировано. Роль режиссера даже больше выполняет ведущий, который смотрит на два шага вперед и контролирует атмосферу праздника, понимая, как правильно взаимодействовать с аудиторией. В полном понимании этого слова быть режиссером организатор не может, поскольку одновременно контролирует еще очень много составляющих: комфорт гостей, работу всех подрядчиков, соблюдение тайминга, встречу артистов, подачу блюд. Режиссер же должен полностью погрузиться в происходящее на сцене или арене и управлять им изнутри.
— Расскажи про мероприятие (не обязательно свадебное), на котором тебе удалось на сто процентов реализоваться как режиссеру?
— Для меня таким событием стало большое мероприятие городского формата – День города Тулы. Праздник назывался «Тульские фанфары». Этот проект был моей дипломной работой. По задумке основного режиссера, в чью команду я входил, на это мероприятие из соседних городов приехали несколько духовых оркестров, каждый из которых выступал в отдельном парке. Когда концерты заканчивались, оркестры выстраивались и шли на центральную площадь. К ним присоединялись жители города. Такой парад был похож на настоящий карнавал. С разных улиц в центр города стекались оркестры, которые в итоге дали короткий, но очень мощный духовой концерт. Я был режиссером эпизода, то есть в мои задачи входило разработать сценарий для карнавала – момента, когда оркестры шествовали до центральной площади и вокруг этого происходило веселое действие. Это был очень интересный опыт и одно из первых крупных мероприятий в моей практике.
— Обращаясь к тебе как к ведущему, может ли пара рассчитывать на то, что ты поможешь в подготовке к свадьбе с точки зрения режиссуры?
— Зачастую ко мне обращаются люди, которые знают, что я еще и режиссер. И, конечно же, я могу помочь в разных аспектах. Часто ко мне приходят и только как к режиссеру, и я, не проводя свадьбу, занимаюсь подготовкой какого-либо отдельного момента. Например, на днях снимали одну занимательную историю с друзьями невесты, основанную на реальных событиях.
— Что ты предложил конкретно этой невесте?
— На встрече я узнал, что невеста без ума от мюзиклов и музыкальных спектаклей. Один из самых любимых – «Призрак Оперы». А еще мне удалось выведать, где познакомились молодожены. И в итоге мы с друзьями невесты и жениха под покровом ночи, до самого утра снимали в одном салоне красоты в центре Москвы пародию на «Призрак Оперы». Друзья играли призраков, живущих в салоне красоты. И когда последний клиент выходит за дверь и свет гаснет, на улицах становится безлюдно, призраки выходят и рассказывают зрителю крайне интересную историю о знакомстве двух человек. И самое интересное, что рассказывают призраки всё оперными партиями. Все по-взрослому, съемочная бригада, гримеры, костюмеры, хореограф, многочасовые расстановки световых приборов. Результат, я уверен, будет потрясающим.
— У тебя очень многогранные и интересные таланты. Ты с юности был творческим человеком или это пришло в какой-то момент?
— Я был таким всегда. Еще в молодости мог влюбиться, садился в трамвай и весь день катался, исписывая тетрадь стихами, рассказами и сценариями. В юности любовь всегда сильно вдохновляет.
— Давай теперь поговорим о профессии ведущего. Поскольку четких критериев в этой сфере нет, что бы ты мог отнести к непрофессионализму?
— Основной инструмент ведущего – это его речевой аппарат. Когда ведущий плохо относится к своей речи, для меня это первый признак непрофессионализма. Я имею в виду и речевые ошибки, и безграмотность. В какой-то момент даже дефекты речи стали допустимы для ведущих: практически на всех радиостанциях есть диджей, который картавит. Раньше даже минимальные дефекты закрывали путь в эту профессию. Сейчас же это стало нормой. Но безграмотность – это однозначно высшая степень непрофессионализма. Второй признак – неряшливый и неопрятный внешний вид. Ведущий – это лицо праздника. Ну не может лицо праздника выглядеть, как шиномонтажник после смены! И еще один важный момент, для меня он является основным: ведущий, вышедший на сцену, чтобы расслабленно похалтурить, – это недопустимо. Работать на сцене нужно так, чтобы каждый нерв натянут в струну был, спустя рукава или вполсилы вести праздники – это непрофессионально.
— Чего, на твой взгляд, не хватает в индустрии развлечений и праздников?
— Не хватает жесткого ценза, который бы не позволял приходить в эту профессию случайным людям. Преграды, которая не даст выходить на сцену непрофессионалам. Например, нет лицензирования, не допускающего на сцену артистов, которых на ней попросту не должно быть. Или вернемся к ведущим… На взгляд некоторых людей – это профессия, в которую легко прийти и нужно очень мало вкладывать. И им непонятно, что это колоссальная внутренняя работа: научиться грамотно говорить, грамотно мыслить, чувствовать отдельных людей и настроение огромной аудитории.
— В какой-то степени цензом является и проект TOP15MOSCOW. А что он значит конкретно для тебя?
— Действительно, TOP15MOSCOW имеет очень авторитетный уровень. Он показывает, как надо работать (подчеркиваю, именно работать, каждый в проекте провел колоссальную работу над собой, чтобы вести праздники на должном уровне, а все остальное вторично). Для меня это дружеское пространство, где я могу реализоваться и как ведущий, и как режиссер, и как сценарист.
— В заключение нашего интервью поделись какой-нибудь интересной идеей или задумкой, которую можно было бы срежиссировать на свадьбе?
— Ну давай просто пофантазируем… Например, почему бы не станцевать первый танец на коньках на теплом льду? Ведь можно постелить такой в любом зале. А как бы красиво смотрелись жених с невестой в образе настоящих фигуристов! Впрочем, как я уже сказал, образ, который можно предложить той или иной паре, очень сильно зависит от них самих. И полет фантазии всегда должен начинаться от главных героев праздника!