Фото: Юлия Cамохина
Анна Бурцева — одна из лучших российских декораторов, про работы которой невесты обычно восторженно говорят: «Это даже лучше, чем на эскизе!». При этом Анна постоянно развивается, ездит на профессиональные выставки по всему миру и смело решается на не всегда простые заграничные проекты. Мы встретились с ней в отеле Hyatt Regency Petrosvky Park и узнали о том, как изменился свадебный декор в России, почему он опережает европейский и что будет со свадьбами в будущем.
О творческих вызовах
— Анна, каким был для вас этот летний свадебный сезон?
— Не могу сказать, что он уже закончился, ведь у нас много свадеб и в сентябре. Скорее, немного сдвинулся. Но уже могу сказать, что этот сезон для меня отличается от предыдущих: мне удалось выйти за рамки клише, наложенных на мое творчество. Я слышала, что мои работы чаще всего ассоциируют с классикой, подчеркивают хорошее исполнение. А в этом году было много ярких креативных проектов, заграничных, даже тех, где пришлось много работать руками.
— Что вы имеете в виду?
— У нас был очень красивый проект в Италии с агентством «Карамель». Свадьба проходила в окружении регулярных садов, которые извивались причудливым узором — этот паттерн я решила повторить на пустой поляне в зоне церемонии, используя гальку. Команда у нас была небольшая, а задач много, поэтому всю обсыпку делала я сама — шесть часов ползала по газону и выкладывала белые камушки. Но это еще ничего, куда сложнее было собирать их после церемонии, уже ночью, под дождем.
Свадьба в Италии
О декоре за границей
— Так обидно, что столько усилий декоратора остается за кадром. Заграничные проекты всегда такие непредсказуемые?
— Это всегда челлендж, вызов себе, потому что нет проверенных решений и знакомых подрядчиков, если ты не работаешь всегда в одном месте. В этом плане такие проекты мне очень интересны.
— А какой декор делают в Европе?
— В нашем понимании у них в индустрии сейчас некоторый застой, их рынок не развивается. В Европе в этой сфере чувствуется недостаток сервиса, иногда — трудолюбия. Весь декор мы обычно везем сами: что-то арендовать или производить — либо очень дорого, либо просто невозможно. Люди там не всегда четко понимают, что именно надо сделать. В плане свадебного декора мы Европу точно обогнали.
— Неужели у них не зарождаются интересные тренды?
— Нет! У них и нет запроса на какой-то особенный декор, а у нас это в каком-то смысле вынужденная мера. Объясню: по сравнению с той же Италией в Москве не так много площадок с красивым видом. Кроме того, у нас другая природа, климат, и зачастую приходится создавать красивую реальность искусственно, придумывая что-то особенное, сооружая креативные объекты. В живописной Италии все определяет локация: там так красиво, что никакой большой застройки и не требуется, достаточно подчеркнуть то, что есть. Сервировка, цветы, огоньки — часто этого достаточно, чтобы создать нужную атмосферу.
О том, как изменились пары
— В вашем инстаграме я недавно видела необыкновенно стильную, но темную свадьбу с черными элементами. Такое ощущение, что пары стали смелее. Это так?
— Да, клиенты действительно стали более продвинутыми и просвещенными. Но этого недостаточно, ведь декоратор тоже должен им что-то предложить со своей стороны. Я всегда радуюсь, когда пары удивляются моим референсам и картинкам, восторженно спрашивая «А что, так можно?».
Свадьба в Loft Hall
— А какими они были раньше?
— Еще пять-семь лет назад пары просто не знали, как можно делать свадьбы, и ориентировались на американскую классику. Российский свадебный рынок тогда был, можно сказать, заморожен.
О том, как изменилась индустрия
— Еще семь лет назад российский рынок был неразвитым, а сегодня обгоняет европейский. С чего вдруг такой быстрый рост?
— У нас очень сильна конкуренция, и это отлично. Каждый пытается выделиться, придумать что-то новое, планка креатива и качества все время повышается. Сегодня декораторы не могут просто взять и повторить картинку с Pinterest.
О трендах в декоре
— Есть какие-то элементы оформления, которые были в моде 5-7 лет назад, а сейчас уже неактуальны?
— Всевозможная бутафория, скульптуры из пенопласта, масштабные стены из искусственных цветов.
— Искусственные цветы еще используются?
— Конечно, если нужно, например, заполнить потолок или другое пространство. В вазы на столах их уже не ставят, конечно, хотя современные декоративные цветы делают очень качественными. Но в декоре действует правило: «Все, до чего можно дотянуться и потрогать, должно быть живым». Ничто не заменит эстетику живого цветка с его разными формами и фактурами.
Об экологии
— Все больше людей сегодня задумывается об экологии, заботе об окружающей среде, разделении мусора. Есть ли такая тенденция в декоре?
— Запрос на это определенно есть. Но как бы мы ни хотели, мы не можем использовать в оформлении только натуральные материалы. Они всегда значительно дороже, а мы ведь часто закрываем декором большие площади. Сейчас мы делаем то, что в наших силах — правильно утилизовываем материалы. Не выкидываем в контейнер огромную кучу, а что-то сдаем на переработку, что-то используем повторно.
О свадьбах будущего
— Как думаете, этот быстрый темп развития свадебной индустрии и декора сохранится? И останутся ли свадьбы вообще?
— Я уверена в этом. Думаю, будут больше использоваться технологии: проекции, может, какой-то интерактив в виртуальной реальности. Кто знает, может, через сотню лет все будут жениться в космосе. Но сама церемония никуда не уйдет: влюбленным нужен этот символичный момент, наполненный смыслом и лирикой.