Арсений Прусаков — один из лучших фотографов России и Европы. Его работы — вневременные, цепляющие, непохожие друг на друга — разлетаются на референсы и публикуются в крупных изданиях, а число довольных пар, которые обращаются к нему, растет с каждым сезоном. В профессии он уже очень давно: за это время успел снять более 500 свадеб, провести мастер-классы в разных странах, создать онлайн-курс по фотографии и попробовать себя в разных форматах. Мы поговорили с Арсением о внутренних изменениях, творчестве и жизни вне фотографии.
У тебя заметно поменялся стиль: фото стали более смелыми, разнообразными, художественными. Что повлияло?
Я перестал бояться самовыражаться и в фотографии, и в преподнесении себя. Раньше все время оглядывался на общественное мнение, а сейчас понимаю, что намного лучше, когда я настоящий и делюсь тем, чем мне хочется поделиться. Я люблю погружать себя в новые жанры: мне тесно в рамках свадебной фотографии. Что-то меня заинтересовывает — я в это окунаюсь и пробую себя, это развивает меня как творческую личность. Если снимать одни свадьбы, это превратится в рутину. Помню, какой вау-эффект на меня произвела моя первая свадьба с декором, а затем — первые съемки заграницей. Но когда это становится обыденным и немного приедается, полезно пробовать себя в разном.
Как бы ты описал свой стиль свадебной съемки?
Мне нравится определение «фотография вне времени». Если посмотреть пленочные работы легендарных фотографов прошлого века — Сола Лейтера, например, — вы убедитесь, что они до сих пор актуальны. Я стремлюсь именно к таким фото — к тем, которые хочется рассматривать, распечатать в большом формате и повесить на стену. Мы окружены большим потоком информации и вынуждены листать ленты в соцсетях без остановки — мне же хочется создавать такие фотографии, которые заставят зрителя остановиться и задержать свое внимание.
Ты часто снимаешь на пленку. За что любишь аналоговые фотографии?
Для меня это какая-то магия: то, что можно потрогать. Сначала ты фотографируешь, потом проявляешь, сканируешь, а в процессе появляются какие-то шумы, царапины и другие артефакты — в общем все, что добавляет фотографии естественности. Пленка не обманывает: зритель видит в ней настоящий момент, душевность. Те цвета, картинка, глубина, художественность, которые она передает, ни один цифровой фотоаппарат не сделает. Как правило, я снимаю на четыре камеры, в том числе на цифру. Потом, когда я сравниваю пленочную и цифровую картинку, первая всегда выигрывает по восприятию. Но все зависит от задачи. Если нужно снять что-то гламурное, светское, с использованием вспышки и натуральных цветов, то цифровая камера тоже необходима.
Нет ощущения, что пленка вот-вот снова выйдет из моды?
Нет. Камера — это лишь инструмент, все зависит от того, как ты снимаешь. Да и в тренде сейчас натуральность, минимум ретуши, простота — и пленка как раз про это. Если раньше лицо на фото должно было быть идеально вылизанным, то сейчас ценятся более естественные фотографии. Чем натуральнее обработка и цветокоррекция, тем интереснее.
Какие мероприятия любишь снимать?
Мне нравится окунать себя в разные события. Это может быть вечеринка в духе московского люкса, где девушки в вечерних платьях, а мужчины в смокингах, а может быть что-то камерное и очень душевное — и то, и то мне очень нравится. Это касается и свадеб: нет такого, что мне нравится работать исключительно на масштабных мероприятиях или, наоборот, камерных. Каждое событие — это новая уникальная история пары.
Сейчас фотография — твоя основная деятельность?
Да. Еще веду курс по фотографии и продаю собственные луты — что-то наподобие пресетов, фильтров. Также развиваюсь как инфлюенсер, наращиваю аудиторию. Все же я больше, чем фотограф: постоянно исследую, экспериментирую и делюсь знаниями с другими людьми.
А в какой момент появилась потребность передавать свои знания?
Первый мастер-класс я провел в 2017 году. Я долго шел к нему, сомневался, боялся, но у меня был внутренний импульс. Мне очень хотелось, чтобы была домашняя и семейная атмосфера: я подобрал музыку, купил еду, привел сестру, девушку и даже своего кота. Первый опыт был классным: мне настолько понравилось, что я продолжил этим заниматься и начал ездить по разным городам, устраивать воркшопы и выступать на конференциях. С началом пандемии создал онлайн-курс: ценность онлайна как раз в том, что человек может обучаться, находясь в любой точке мира, а мне хочется передавать свои знания, как можно большему количеству людей.
Если абстрагироваться от всего, что мы обсуждали выше, то Арсений Прусаков — кто он?
Фотография — часть творчества, которая всегда со мной, а фотограф — это образ жизни. В остальном — изучаю себя, пределы сознания. Понимаю, что еще столько всего неизведанного, и мне это безумно интересно. Практикую йогу, медитирую, прохожу ретриты. Я понимаю, что благодаря практикам, я вижу изменения в теле, уме, отношении к жизни, работе над установками и страхами.