Кислота лимона или сладость черешни, запах летней сирени или брызги морской волны — все эти тактильные чувства можно пережить, разглядывая работы Максима Колибердина. Фотограф учит нас смотреть на свадебную фотографию так же внимательно, как посетители Лувра всматриваются в уголки губ Моны Лизы. Мы предложили ему рассказать, как он это делает, и (хорошая новость!) как этому можно научиться.
О насмотренности
Я вдохновляюсь безмерным количеством фотографов. Мне близко творчество Георгия Пинхасова из Магнума, который живет своей фотографией как искусством. Он учит меня находить красоту в обычных местах. Несмотря на возраст, в его работах чувствуется современность, а в рассуждениях — влияние Тарковкого, на съемочных площадках которого он начинал снимать.
Еще мне нравится Тим Волкер. Раньше меня привлекал импрессионизм, а в последнее время стал интересовать еще и сюрреализм, и Уолкер — как раз такой сюрреалист с примесью рококо. В его фотографиях есть такой неочевидный британский акцент.
Фотографы Елизавета Породина, Улдус Бахтиозина и Oprisco А — еще несколько моих вдохновителей из этого стиля. Из классики — я предпочитаю смотреть Паоло Роверси. Его работы, словно продолжение традиций Ренессанса. Недаром он живет в Италии.
Признаться честно, я всегда осознанно брал вдохновение из живописи. Там всегда есть чему научиться. Сейчас я изучаю как именно она развивалась, ведь находить свое место в творчестве намного проще, когда знаешь откуда что идет и по каким законам работает. Даже просто рассматривать картины — уже очень полезно, особенно, если это шедевры. Это как минимум «калибрирует» твое чувство прекрасного.
О современном кино
В последние годы индустрия кино стала чересчур коммерческой. Видно, что в приоритете современных режиссеров только прибыль, и акцент часто делается не на художественной картинке, а на понятности для массовой аудитории. Я не имею в виду, что это что-то плохое: кино, на мой взгляд, и должно быть понятным, развлекать людей. Например, «Джентльмены» Гая Ричи или «Зеленая книга» Питера Фарелли — действительно шедевры. Но в современном мире таких фильмов становится все меньше.
Я часто пересматриваю работы тех же Антониони, Феллини, Бунюэля, Эйзенштейна, Параджанова и Тарковского. Все они — глубокие, самобытные режиссеры, избирающих тонкие сложные темы. Да, старые фильмы иногда скучноваты с точки зрения сюжета, но с точки зрения операторской работы — это огромный кладезь.
О том, почему выбор места не важен
Я никогда не зацикливаюсь при выборе локации. Свадьбы проходят в совершенно обычных местах, где атмосферу искренности и яркости чувств создает сама пара и их гости. Важно, чтобы их вкус и стиль, так или иначе, транслировался через фотографию. Наверное, поэтому для меня важнее люди.
В моем портфолио есть яркие и цепляющие глаз съемки, и случились они не благодаря месту, а благодаря тем, кто находился перед камерой. Например, одну из самых запоминающихся свадеб я снял в обычном лесу.
О том, чему учит в своем новом образовательном проекте
Последние годы я проводил только концептуальные воркшопы. Это хорошая практика: ты учишься видеть идеи, чувствовать композицию, ловить свет. Но мои воркшопы всегда сопровождались и теорией, поэтому свой онлайн-проект я задумывал давно. Его цель — непрерывно погружать человека в мир фотографии через призму искусства. Я по себе знаю, что главное — постоянство. Нельзя останавливаться.
Когда долго учишься чему-то новому, то получаешь больший эффект, нежели когда случайно где-то что-то услышишь. Новая информация формирует вкус, а он в фотографии, как известно, определяет уникальность и успешность любого фотографа.
О том, как пары становятся героями шедевров
Недавно в аккаунте @koliberdinstudy я рассказал, как сделал одну из самых известных своих свадебных фотографий. Визуальная образованность всегда была высшей точкой моей работы. Это не просто голое знание имен художников и теории живописи. Это больше про эмоциональное, переживательное погружение в мир искусства. Это не тупое копирование какого-то художника или его картины, а интуитивное и спонтанное видение, которое ассоциируется с ним. Через эту ассоциацию можно найти свой оригинальный подход и создать интересную, образную, наполненную энергией фотографию.
Например, я очень люблю картины Рене Магритта. У него в работе было 10 приемов, и один из них — это неуместность. Его как раз можно использовать в фотографии. У него это была свеча посреди гнезда с яйцами, белое облако, протискивающееся в комнату через открытую дверь, орел в мужском пиджаке. И вот однажды я снимал красивых Макса и Машу в Черногории и поймал эту ассоциацию с Магриттом. Мы гуляли по Перасту, солнце находилось в зените и нужно было найти место, свободное от туристов. Я увидел голую стену, залитую солнцем, и идеально круглый зеленый куст, стоящий рядом. Нет, правда, пару минут я вообще не мог понять, чем он так меня зацепил. А потом в голове появилось то самое яблоко из картины «Сын человеческий». Я спросил себя: «Окей, Макс, и что делать дальше?»
Лицо на картине закрыто яблоком, значит, нужно было закрыть лицо Макса кустом. Перед лицом куст держать нереально, но можно засунуть в него голову. Задача Маши была проста — показать свою красоту и быть максимально естественной. Тут композиция и сложилась. Теперь вы понимаете какими окольными путями работают ассоциации? Спасибо Максу, что он согласился залезть в тот куст, а Маше — за ее красоту, без которой все мои задумки бы ничего не стоили.
На всю эту фотографию у меня ушло не больше 5 минут. Но вряд ли бы я сделал ее на фоне этой стены и вряд ли бы она зацепила мой взгляд, если бы когда-то я не увидел картину великого сюрреалиста.
О том, как чувствует
У меня есть второе образование — психолог. Фотографу важно понимать, что такое эмпатия: как нужно проводить фотосессию и как быть внимательным. На первой встрече с парой я стараюсь понять, чем живут эти люди и что им интересно. Я настраиваю их таким образом, чтобы на свадьбе они транслировали в первую очередь свои чувства, проживали день свадьбы как что-то невероятное, а не просто улыбались в камеру.
А внимательность очень полезна фотографам. Вся наша работа построена на том, чтобы вовремя увидеть свет, эмоцию, композицию. Наверное, поэтому мне не составляет труда увидеть внутренне напряжение человека и помочь ему с ним справиться.
О лучшем отзыве о паре
Я не люблю хвастаться, но приятных отзывов у меня действительно очень много. Они невероятно вдохновляют, и я понимаю, что делаю важную работу. Ведь по большому счету — что еще важнее в жизни человека как не память о самых ярких событиях в его жизни? С моими клиентами мы становимся хорошими друзьями и многие из них после свадьбы приглашают меня снимать новые важные моменты своей жизни. Так, я становлюсь семейным фотографом. Это и есть кайф!