Андрей Байда, фотограф и настоящий путешественник, живет в Москве, но перманентно перемещается по миру, снимая самые масштабные, яркие и обсуждаемые свадьбы. Его обожают на Западе, но всегда с особой любовью ждут в России. Мы поговорили с Андреем о его международной карьере: особенности работы с парами разных национальностей, цепляющие свадебные традиции, креатив российских невест и не только.
В скольких городах и странах ты успел поработать за прошедший сезон?
В этом сезоне были Франция, Швейцария, Греция (кстати, несколько раз). Довольно активно добавлялись Испания и Англия. Но лидирует по частоте командировок стабильно Италия. Я успел поработать с людьми всех возможных национальностей и культур. Наверное, самый интересный опыт был с парой из Эквадора. Жениху 70 лет, невесте 50: вначале я, честно, думал, что к ним понадобится искать особенный подход. Но когда увидел их, обалдел, насколько они влюбленные, легкие и естественные. Обычно молодым парам я говорю, как встать, куда смотреть, как двигаться... а они просто взялись за руки, смотрели друг на друга и были влюблены по уши. С ними были внучки жениха и дочки невесты — большая латиноамериканская семья, все очень красивые и счастливые. Это был приятнейший шок.
Были ли еще проекты, которые тебе запомнились?
Из интересного — снимал роспись Валерии Кауфман (российской модели и экс-девушки Джареда Лето). Она вышла замуж за француза, Димитрия Версано, в мэрии в Париже. Там был забавный момент: когда родители с обеих сторон разместились в первом ряду, рядом с ними сел будто бы незнакомый мужчина. Позже оказалось, что это Николя Саркози — друг семьи.
Это уже не первый твой заграничный сезон. Расскажи, какие нюансы в работе на свадьбах в Европе и США ты для себя отмечаешь?
Главное отличие в том, что люди из стран Запада сами, без подрядчиков, знают, что они на свадьбе и сейчас нужно веселиться, улыбаться и получать удовольствие. Они здесь ради любви двух людей и делают все, чтобы всем было хорошо. У нас же эту функцию выполняет ведущий, который направляет людей. В плане съемки — на западных свадьбах нет сильной проработки образов, референсов, сложных концепций: люди просто любят, чтобы их снимали такими, какие они есть. Да, пары ждут несколько постановочных кадров, но редко встретишь невесту, которая готова сменить пять образов уже на утренней съемке. Наши невесты в этом плане, конечно, более креативные и всегда готовы к экспериментам.
Что для тебя самое сложное в работе за границей?
С одной стороны, здорово каждый раз оказываться в новом месте и менять картинку, но с другой — устаю от постоянных перемещений. Особенно под конец сезона: хочется просто посидеть дома, и чтобы красивые свадьбы проходили где-то рядом.
Как зарубежный опыт повлиял на твое восприятие съемки и работу с клиентами в России?
Опыт собирается как пазл. В Европе и США я научился быть «незаметным», не вмешиваться в ход событий. В России же, наоборот, ведущий часто координирует все вокруг фотосессии. Каждый из подходов имеет свои плюсы, а их микс позволяет создавать сбалансированные и объемные серии.
Какие тенденции в индустрии за рубежом, на твой взгляд, стоило бы взять на заметку в России?
Стараться проживать свадьбу более осознанно, не зацикливаясь на деталях. Западные пары говорят, что хотят провести время с гостями, запомнить день, пообщаться с близкими. Мне это нравится — это уважение к моменту и к людям вокруг.
Какие европейские или американские свадебные традиции кажутся тебе особенно вдохновляющими?
Вдохновляют длинные речи, истории от близких людей, которые могут быть и смешными, и трогательными. Это позволяет лучше узнать пару, понять ее путь и почувствовать связь со всеми присутствующими. Иногда и я пускаю слезу в такие моменты.
Как считаешь, в чем российская свадебная индустрия однозначно сильнее международной?
У нас самый сильный продакшен и проработка концепций. Технически мы ушли далеко вперед — можно придумать и реализовать любую идею даже на среднебюджетной свадьбе. Наши невесты готовы экспериментировать с макияжем, платьями, образами — и это находка для фотографа, когда свадебная съемка превращается еще и в фэшн-портфолио.
В каких зарубежных локациях ты бы хотел поработать в следующем сезоне?
Хочу поработать на крыше одного из зданий на Пятой Авеню с видом на Манхэттен. Еще был бы рад поснимать в Тоскане, на виллах Четинали и Лафоча. И в Исландии. В плане разнообразия локаций я не испытываю голода — но есть места, где я (пока) не работал, и хочется закрыть эти пробелы.