Среди достижений Артёма Корчагина в свадебной видеографии – ряд значимых побед в различных премиях: победа в номинации «Лучшее свадебное видео» на первой премии журнала WEDDING в 2013-м, награда «Видеограф года» по версии Wedlife.ru в 2014-м, регалии Best Videographer и Best Video Editor от европейской ассоциации видеографов EEVA.pro в 2014-м, а также награда Best Cameraman и включение в топ-5 мировых видеографов по версии всемирной ассоциации видеографов WEVA в прошлом году. Уже десять лет он работает в свадебной индустрии и считается одним из лучших профессионалов на российском рынке свадебного видео.
— Артем, у тебя есть несколько наград в сфере видеографии. Какие из них было сложнее всего получить и чем ты больше всего гордишься?
Сложнее всего было получить Best Cameraman на всемирном конкурсе от WEVA. В этой номинации участвовали более ста видеографов со всего мира. Я специально делал ролик под эту номинацию. До этого на премии я просто отправлял готовые работы. Награды для меня не повод для гордости, а одно из доказательств, что я двигаюсь в верном направлении.
— На момент, когда ты получил первую премию от журнала Wedding, ты уже работал с московскими свадебными агентствами или как раз эта награда и стала помощником в выходе на московский рынок?
Она принесла мне широкую известность, но с определенным кругом московских агентств я работал и до этого. После премии интерес ко мне вырос, и я практически стал жить на два города: родной Нижний Новгород и Москву.
— Сейчас ты работаешь со многими крупными агентствами. С одной стороны – это красивые масштабные свадьбы. А с другой – остается ли там простор для творчества или это уже все-таки работа в рамках и по ТЗ?
В сфере свадебной видеографии в принципе есть рамки. Ты работаешь каждый раз для определенного клиента. Первичная твоя задача – сделать то, что он от тебя ждет. И только вокруг этого начинается твоя сфера творчества. Что касается агентств, то они мне доверяют и не «связывают руки». Но тем не менее нужно понимать, что эта работа – очень тесный симбиоз выполнения ТЗ и креатива, который все-таки допустим в умеренном количестве.
— Когда у тебя вырабатывается свой узнаваемый стиль, не становишься ли ты его заложником? Ведь все начинают ждать от тебя определённого результата.
Так сложилось, что мой стиль несколько меняется в зависимости от того, с каким агентством или парой мы работаем. С одними людьми – съемка может быть нежной, будуарной, киношной. С другими – четкий стиль фешн. Все зависит от того, за чем приходит пара. В моей жизни был такой момент, когда я нащупал свой стиль, понял, что это работает, и начал делать одинаковые вещи. Но очень быстро это стало мне надоедать. Я стал искать другие формулы, которые так же понравятся людям. Это есть в любой сфере. Например, парфюмер может сочинить хороший аромат выпускать только его, а может не останавливаться, создав целую линейку ароматов.
— Значит, твой путь – это всегда искать что-то новое, несмотря на то, что «работающие формулы» в твоем арсенале уже есть?
Да, это позволяет не перегореть и не заскучать. Я пришел в видеографию из музыкальной сферы. Семь лет я играл в различных группах, осваивал разные инструменты. Так же все время пробовал новое. Просто в какой-то момент стало понятно, что это занятие не сможет обеспечить нормального заработка.
— Как и почему ты выбрал свадебное видео?
Еще в школе у меня появилась камера, на которую я снимал всякие наши события, происходящие во время учебы: литературные кружки, стихочтения, выступления. В какой-то момент одна из художественных руководительниц попросила меня снять свадьбу дочери.
— Получается, это увлечение было в твоей жизни параллельно с музыкой. И после этой свадьбы все и закрутилось?
После нее года полтора мне потребовалось, чтобы осознать, что я вообще натворил. Это был ужас: я снимал на чужую камеру, сам непонятно как это монтировал! Я даже не знаю, как так получилось, что паре оно понравилось (смеется). Ну а через некоторое время я понял, что хочу попробовать себя в этой сфере.
— Тогда, десять лет назад, учиться снимать свадьбы было негде и ты сам осваивал профессию. Сейчас что ты думаешь насчет обучения? Стоит ли тратить на это время и деньги и где именно учиться?
Начиная с 2009 года я стараюсь хотя бы раз в год посещать мастер-классы интересных мне людей: видеографов, кинооператоров, фотографов.
Считаю, что учиться нужно у всех, кто представляет для тебя авторитет.
Индустрия развивается очень быстро, нужно постоянно осваивать разные стили и методы; именно таким образом я ищу вектор своего развития.
— Сам ты ходишь на обучение к кому-то из коллег?
Для меня представляет интерес любой человек, работы которого хоть в чем-то меня зацепили. Я иду не столько за новыми знаниями, мне важно, что у человека в голове, как он думает и чувствует. Мне важно поймать его «фишку». И если я узнаю на каком-то МК хоть один интересный прием, то для меня он прошел не зря. Мне не интересны общие принципы работы, они и так понятны, мне интересны маленькие, зачастую неуловимые идеи.
— Ты присутствовал на обучающем мероприятии в Роттердаме (примечание: мероприятие For Love’s Sake – обучающий форум для свадебных видеографов), какой интересный прием ты привез оттуда?
На форуме выступало четверо очень хороших спикеров, и в целом было интересно услышать то, как работают именно они, узнать их подход, понять, в чем различия зарубежной и российской видеографии. Наверное, самую необычную мысль, которую я услышал, высказал видеограф из Великобритании, снимающий все свадьбы на один объектив, в одну камеру. При этом его видео очень крутые! Ему начали задавать вопросы, как он снимает детали, потому что в роликах видно, что они явно сняты другим объективом. Оказалось, что у него есть второй объектив, которым он просто фотографирует детали: платье, пригласительные, букет, кольца. Эти кадры настолько гармонично вплетаются в видеоряд, очень сложно догадаться, что это на самом деле фотографии.
— Возвращаясь к твоему бэкграунду: музыкальное прошлое помогает тебе с точки зрения подборки видеоряда, но ведь это далеко не все то, за что твои работы стали пользоваться такой популярностью. В своем интервью Миша Левчук выделил твои работы, сказав, что ты снимаешь невест с особенно чувственной стороны. Ты сам считаешь это своей «фишкой»?
Марина Фадеева тоже недавно сказала мне, что я особенным образом вижу невест. Честное слово, я не знаю, почему они так говорят! (Смеется). Это как-то само собой получается. Мне кажется, что самая главная особенность моих работ – это плотная синергия музыки и видеоряда. И музыка всегда диктует акценты для видео.
— Какие составляющие должны сойтись вместе, чтобы результат даже превосходил ожидания?
Есть четыре самые основные составляющие крутого результата: харизматичная пара, красивая свадьба, хороший свет и достаточное количество времени, чтобы все это запечатлеть.
— Артем, ты достиг в свадебной видеографии существенной высоты. На какие Олимпы и Эвересты ты планируешь забраться теперь?
На одной конференции задали интересный вопрос: «Вот ты достиг потолка, а дальше-то что?». Ну как же «что»? Дальше – следующий этаж! (Смеется). Я не знаю, что будет на следующем этаже, но знаю, что он будет. Возможно, это будет связано с обучением, потому что опыт проведенных мной мастер-классов был положительный: меня увлекал сам процесс, а пришедшие люди дали хороший фидбэк.
— В каком соотношении по количеству съемок ты сейчас работаешь в Нижнем Новгороде и в Москве?
Пятьдесят на пятьдесят.
— Сильно ли отличается общий уровень свадеб в столице и в регионе?
С одной стороны, бюджеты в Нижнем гораздо меньше, меньше хороших площадок и качественных специалистов. Если в Москве потратить несколько миллионов на декор – это нормально, то в Нижнем Новгороде 500 тысяч – это уже что-то за гранью разумного. Но с другой стороны, там мероприятия душевнее, наполнение свадеб гораздо более продуманное.
— Как ты считаешь, почему так происходит? Ведь большой бюджет вовсе не означает отсутствие желания сделать свадьбу эмоционально наполненной.
Исключения, конечно, бывают везде и во всем, но дело в том, что в Москве пока есть чем удивлять: красивый декор, уникальные артисты. А в Нижнем организаторы быстро смекнули, что на все это нет бюджета, а значит, удивлять нужно подготовкой таких моментов, которые произведут впечатление, но при этом не потребуют больших сумм. Так они начали делать упор на подготовку различных сюрпризов от гостей, от пары, жениху с невестой друг от друга. И подготовка эта очень серьезная и занимает много времени. В Москве этот тренд только набирает обороты. По крайней мере на тех свадьбах, которые мы снимаем.
— Тем не менее в Москве тенденции идут к очень глубокой проработке внутренней составляющей свадьбы.
Я заметил эти изменения. И, уверен, они будут все более глобальными. Причина, собственно, та же самая: все сложнее стало удивлять даже очень масштабным оформлением.
— Помимо объединения Тop15Moscow, ты также входишь в команду фотографов и видеографов, основанную в Нижнем Новгороде, – Estate Wedding. Что дают тебе эти коллаборации?
Моя позиция всегда заключалась в том, что сила – в команде. В одиночку сложно добиться действительно серьезных результатов. Объединения способствуют общению, обмену опытом, а значит, и профессиональному росту.
— Выражение «сила в командной работе» относится и к объединениям, и к работе в связке «агентство – пара – профессионал», и в работе внутри собственной команды. Как у тебя организована работа в рамках студии?
К счастью, я смог сформировать постоянную команду, и ее костяк уже шестой год неизменен. Это три оператора и три монтажера.
Многие так же, как и я из музыкальной сферы, что очень помогает находить общий язык и на съемке, и в монтаже.
— Бытует мнение, что люди, получив определенный опыт в рамках команды, часто уходят в свободное плавание. Тебя это не беспокоит?
В этом плане у нас все стабильно. Мы постоянно находимся в диалоге и держим друг друга в курсе ближайших планов.
— Расскажи про опыт вашей съемки совместно с агентством «Карамель» и фотографом Мариной Фадеевой, которая на этом проекте выступила в качестве арт-директора.
Для меня это был новый и во всех отношениях положительный опыт. Обычно видеограф является и режиссером, и оператором, и световиком. В данном проекте от агентства исходила идея и концепция, а Марина взяла на себя роль режиссера. Она как бы фотографировала, но без фотоаппарата: настраивала пару, придумывала позы, говорила, что делать. Я снимал и выстраивал свет, то есть выступал с позиции световика, оператора и монтажера. В итоге получился очень крутой ролик!
— Тебе интересно направление съемок лавстори?
Это именно то, что сейчас увлекает меня больше всего. В съемках лавстори гораздо больше простора для творчества. То, что можно реализовать на съемке лавстори, никогда не сделать в рамках свадьбы, потому это является прекрасным способом раскрытия собственного потенциала. Все больше ребят приходят ко мне именно за съемкой лавстори, даже если у них уже есть видеограф на свадьбу.
— На каком проекте тебе было бы интересно поработать?
Я мечтаю снять свадьбу на маяке или в Исландии.
Сейчас мне близок путь европейской видеографии, где ощутимо прослеживается акцент не только на красивой картинке, но и на эмоциональном наполнении, истории пары. Я регулярно смотрю клипы с зарубежных свадеб и понимаю, что акценты в них расставлены исключительно правильно. И такие ролики отлично передают душевность мероприятия.
— За счет чего достигается эта душевность?
Наверное это специфика менталитета. Там так принято, изначально по-другому продумывается наполнение. Мы переняли красоту выездных церемоний, но они редко бывают такими же душевными и эмоциональными… В основном это принцип ЗАГСа, который на выезде стал красивым. Та же речь чужой женщины-регистратора, те же «да»! В Европе же церемониймейстер – это как правило мэр города, или священник, то есть лицо, обладающее властью и имеющее авторитет среди всех гостей. К тому же сами пары готовят друг для друга искренние клятвы и произносят их перед всеми гостями. Именно в этом прилюдном обещании перед близкими людьми и есть суть европейских церемоний. Поэтому они и являются столь сильными с точки зрения эмоций. Многие приглашенные говорят речи, к которым они готовились заранее. Это всегда очень сильно влияет на гостей и создает теплую атмосферу.
— Ты уже в течение десяти лет ежегодно снимаешь десятки свадеб. Есть что-то, что может тебя удивить?
Удивляться каким-либо ходам или происходящим на свадьбе моментам я уже перестал. Но от свадьбы к свадьбе я не перестаю сопереживать эмоциям людей, с которыми работаю. Мы являемся сторонними наблюдателями, но тем не менее мы каждый раз проживаем свадебный день эмоционально вместе с ребятами. Если ты не понимаешь, что люди чувствуют в те или иные моменты, что им важно, что задевает их сердца, то ты никогда не сможешь круто сделать свадебное видео. Даже в процессе монтажа, если ты не стал человеком, причастным к свадьбе, то соберешь фильм по схеме: сборы – церемония – банкет – салют. А свадебное видео тем и отличается от любого другого, что в нем совершенно иные знаковые точки, и правильно расставленные акценты должны совпадать с самыми яркими эмоциями и ощущениями пары. Такой ролик станет для молодоженов действительно ценным, каждый раз при просмотре возвращая их в минуты эмоционального счастья!
Фотограф: Мила Тоболенко