Кадр из фильма «Анора», @margoshosh
Ежегодно выходит масса фильмов — от громких блокбастеров до артхаусных работ. Среди такого разнообразия легко пропустить что-то действительно стоящее или не заметить важные тенденции, формирующие этот год. Чтобы подвести итоги киносезона-2024, мы обратились к кинокритику и прокатчику фильма «Остров пропавших девчонок» Егору Москвитину. Обсудили главные тренды, незаслуженных аутсайдеров и потенциальных номинантов на «Оскар-2025».
Кадр из фильма «И дети после них»
Киносезон-2024 подходит к концу. Что вы можете сказать о главных темах, трендах и жанрах этого года?
2024 год стал временем возвышения ужастиков и комедий — жанров, которые особенно эффективно передают зрителям эмоции и идеи. Среди наиболее заметных работ можно отметить «Субстанцию» в категории ужасов и «Анору» в жанре комедий.
Кроме того, очевидной стала тяга кинематографа к эпическим формам, то есть к масштабным и значимым произведениям, берущим на себя отражение глобальных вопросов современности. Если еще недавно фильмы были легкомысленными, сосредоточенными на частных проблемах, то сегодня мы видим кино, которое беспокоится обо всем в мире. Например, «Комната по соседству», по сути, погружает зрителей в сценарий апокалипсиса, «Горная невеста» показывает борьбу семьи за выживание на фоне Второй мировой войны в Италии, а «Бруталист» рассказывает о создании архитектурного памятника как метафоры ужасающего наследия XX века. Этот тренд прослеживается и в долгожданных фильмах, таких как сиквел «Гладиатора» и «Мегаполис» Фрэнсиса Форда Копполы.
Кадр из фильма «Субстанция»
Другой ключевой темой 2024 года стал вопрос: как изменить мир? Эта дилемма звучала особенно остро на Каннском кинофестивале, где многие фильмы рассматривали власть в разных ее формах: от школьного учителя в «Армане» до крупного политика в «Ученике. Восхождение Трампа», диктатора в «Хронике Безумного Макса» или лидеров Большой семерки в «Слухах». Эти картины объединяет общий мотив — кризис компетентности. Традиционная власть перестает справляться с вызовами времени, а ее носители остаются заложниками прошлого. Каннский кинофестиваль видит выход из этого кризиса в попытке передать власть от мужчин к женщинам. Не случайно так много фильмов этого года завершались победой женщин: «Субстанция», «Эмилия Перес», «Анора», «Фуриоса», «Хроника Безумного Макса», «Семя священного инжира» и другие.
Еще одной тенденцией стало возвращение героев из прошлого. Например, в Венеции показали множество фильмов о старомодном мужестве: «Одинокие волки» с Брэдом Питтом и Джорджем Клуни, «Бруталист» с Эдрианом Броуди и «Безмолвное братство» с Джудом Лоу. Также появилось много историй о женщинах старше пятидесяти, которые начинают обретать власть: «Плохая девочка» с Николь Кидман, сериал «Все совпадения неслучайны» с Кейт Бланшетт, «Битлджус Битлджус» с Моникой Беллуччи, «Мария» с Анджелиной Джоли. Эти фильмы по-новому освещают роль женщин зрелого возраста, показывая их способность влиять на мир и брать на себя ответственность.
И, наконец, последняя заметная тенденция — тема выживания семьи в трудные времена. Примером служат: французская драма «И дети после них», где ребенок сталкивается с трудностями подросткового бунта; бразильский фильм «Я все еще здесь», в котором семья проходит через испытания политическими репрессиями; и уже упомянутая «Горная невеста». Современное кино ощущает сложность нашего времени и стремится не только показать, как сохранить семью, но и как изменить саму реальность. Оно становится серьезнее и глубже, оставляя в прошлом легкомысленность.
Кадр из фильма «Мария»
Расскажите про ваши кино-открытия этого года.
Открытием 2024 года для меня стало огромное количество девушек-режиссеров, дебютировавших в России и получивших признание на фестивале «Маяк». Одним из таких дебютов стал фильм Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу», в которой героиня преодолевает травму, прощается с прошлым и находит счастье. В картине чувствуется влияние документального подхода режиссера, а также ее личный опыт, созвучный пути главной героини.
Другой яркий дебют с «Маяка» — «Агния» Павла Стратулата. Это пример того, что сказка в российском кино может быть не только основой для блокбастеров, но и сильным инструментом для социальной и политической сатиры в авторском кино. Эта черная комедия, замаскированная под фантасмагорическую сказку, воспаляет совесть и заставляет нервничать.
Еще одно открытие 2024 года — режиссер Федор Кудрявцев с «Ровесником». Это мокьюментари — или псевдодокументальный фильм — о девяностых, в котором почти нет ностальгии, но есть попытка понять, почему все вдруг устремились в эти самые «девяностые». Очень остроумное, дерзкое и молодое кино.
И последнее — «Джокер: Безумие на двоих». Несмотря на то, что фильм не понравился большинству критиков и зрителей, мне он показался тонким и сложным произведением, где все сделано намеренно и без ошибок. Это история о том, кто такой Артур Флек, когда он снимает маску Джокера. Мы полюбили его в образе решительного, циничного, харизматичного и уверенного в себе героя. Но отвернулись от него, когда он показал себя настоящим.
Кадр из фильма «Папа умер в субботу»
Есть ли фильмы, которые вы пересматривали несколько раз в этом году?
Их два — «Хорошенькая» и «Анора».
«Хорошенькая» — режиссерский дебют Индии Дональдсон, который показывали на фестивале Sundance и в Каннах, и даже несколько раз на российских фестивалях. Это история о школьнице Сэм, которая собирается в поход с отцом, его другом и сыном этого друга. Но сверстник отказывается идти, и в итоге девочка проводит выходные в лесу с двумя взрослыми мужчинами. Каждый из героев переживает собственный кризис: для Сэм — это трудности взросления, для мужчин — переживания среднего возраста. Поход становится для всех попыткой исцеления и поиска внутренней опоры. Это невероятно нежная, трогательная и пронзительная история взросления — пример того, каким должно быть кино о переходном возрасте. Думаю, поэтому «Хорошенькую» стоит посмотреть как детям, так и родителям.
«Анора» — это фильм, который остается с вами надолго. Его часто выбирают для показов в киноклубах, поэтому я вновь и вновь возвращаюсь к нему в процессе обсуждений. С каждым повторным просмотром открывается мастерство режиссера: виртуозно выстроенный ритм и ловко вплетенный в трагическую историю юмор.
Кадр из фильма «Хорошенькая»
Какие независимые фильмы или дебюты, на ваш взгляд, незаслуженно остались в тени?
В тени всегда остается множество достойных фильмов, но я хочу выделить один — «Вечная зима», режиссерский дебют Николая Ларионова. Это история семьи, живущей на Урале в нулевые годы. Уже сам выбор времени необычен: большинство любит обращаться к 90-м, а здесь показана жизнь города с дымящимися заводами, грязным снегом и тревожной атмосферой. В этом городе взрослеет мальчик, разрываясь между примером отца, сурового сталевара, и матери, преподавателя музыкального колледжа. Он мечтает сочинять музыку, но вместе с отцом бьет боксерскую грушу в гараже. Это стремление равняться на отца приводит его к конфликту с уличными хулиганами, а затем вся семья оказывается в пронзительно трагических обстоятельствах.
«Вечная зима» — грустное и честное кино об утрате, разобщении, притуплении чувств и нашей хрупкости перед окружающим миром. По моему мнению, это один из важнейших российских фильмов 2024 года, заслуживающий особого внимания.
Кадр из фильма «Вечная зима»
Какие режиссеры, по вашему мнению, совершили прорыв в 2024 году?
Режиссерских прорывов было много. Давайте возьмем по одному режиссеру от разных частей света — Северной и Латинской Америки, Австралии, Европы и, конечно, России.
В Северной Америке — это Брэйди Корбет с фильмом «Бруталист», снятым на пленку, идущим с антрактом, и длящимся три с половиной часа. Он словно вернул нас во времена «Крестного отца», «Андрея Рублева» и «Гражданина Кейна» — картин монументальных и меняющих представление о возможностях искусства, его целях и задачах.
В Латинской Америке я выделю Вальтера Саллеса, снявшего «Я все еще здесь». Фильм повествует о многодетной семье, где отца похищают по политическим мотивам, а мать, одновременно справляясь с личными переживаниями, должна объяснить детям, как жить дальше.
Кадр из фильма «Я все еще здесь»
В Австралии стоит отметить Лоркана Финнегана, хоть он не совсем австралийский режиссер, и его психологический ужастик «Серфер» с Николасом Кейджем. Фильм рассказывает историю мужчины, который пытается сочетать современность и первобытные инстинкты. Это, вероятно, одна из лучших ролей Николаса Кейджа и одно из самых ярких высказываний о кризисе маскулинности в кино — своего рода «Бойцовский клуб» нового времени.
В Европе — режиссер Каролина Фаржа, создавшая фильм «Субстанция». Это настоящий триумф — редкий пример того, как ужасы, черная комедия и научная фантастика объединяются, пробивая себе дорогу к премиям, широкому прокату и признанию как значимого явления в кино.
А в России — это дебют режиссера Макса Шишкина с фильмом «Последний Ронин». Он создал редкую и смелую для нашей страны жанровую картину, которая сочетает постапокалипсис, вестерн, боевик и фантастику. «Последний Ронин» еще не вышел в широкий прокат, но тот факт, что он уже участвует в мировых фестивалях, — например, в Саудовской Аравии — очень радует.
Кадр из фильма «Серфер»
Перейдем к претендентам на Оскар-2025. Каких режиссеров мы увидим в номинации на «Лучший режиссер»?
Я думаю, как минимум, четверо финалистов с большой вероятностью уже известны:
1. Шон Бейкер («Анора»)
2. Брэйди Корбет («Бруталист»)
3. Джон М. Чу («Злая: Сказка о ведьме Запада»)
4. Жак Одиар («Эмилия Перес»)
5. Корали Фаржа («Субстанция»)
6. Паял Кападиа («Все, что нам кажется светом»)
Но также хочу выделить режиссеров, у которых высокие шансы попасть в список номинантов: Халина Рейн («Плохая девочка»), Педро Альмодовар («Комната по соседству»), Роберт Эггерс («Носферату»), Джеймс Мэнголд («Совершенный незнакомец») и Эдвард Бергер («Конклав»).
Кадр из фильма «Эмилия Перес»
Лучшие «Актер» и «Актриса» — кого ожидать?
Мой шорт-лист актрис, которые, вероятнее всего, будут номинированы на «Оскар-2025», сложился таким образом:
1. Майки Мэдисон («Анора»)
2. Карла София Гаскон («Эмилия Перес»)
3. Синтия Эрива («Злая: Сказка о ведьме Запада»)
4. Анджелина Джоли («Мария»)
5. Деми Мур («Субстанция»)
6. Николь Кидман («Плохая девочка»)
7. Тильда Суинтон («Комната по соседству»)
8. Фернанда Торрес («Я все еще здесь»)
Кадр из фильма «Комната по соседству»
И давайте выделим следующих актеров:
1. Эдриан Броуди («Бруталист»)
2. Тимоти Шаламе («Совершенный незнакомец»)
3. Ральф Файнс («Конклав»)
4. Джесси Айзенберг («Настоящая боль»)
5. Колман Доминго («Синг-Синг»)
6. Себастиан Стэн («Ученик. Восхождения Трампа» или «Другой человек»)
7. Дэниел Крейг («Квир»)
Кадр из фильма «Бруталист»
Итак, ваш шорт-лист в номинации «Лучший фильм».
Я думаю, что в числе номинантов за «Лучший фильм» окажутся:
1. «Анора» (реж. Шон Бейкер)
2. «Злая: Сказка о ведьме Запада» (реж. Джон М. Чу)
3. «Бруталист» (реж. Брэйди Корбет)
4. «Дюна: Часть вторая» (реж. Дени Вильнев)
5. «Настоящая боль» (реж. Джесси Айзенберг)
6. «Субстанция» (реж. Корали Фаржа)
7 «Мальчишки из “Никеля”» (реж. РаМелл Росс)
8. «Совершенный незнакомец» (реж. Джеймс Мэнголд)
9. «Конклав» (реж. Эдвард Бергер)
10. «Эмилия Перес» (реж. Жак Одиар)
Кадр из фильма «Дюна: Часть два»
Есть ли фильмы, которые, несмотря на свое качество, вряд ли будут номинированы на «Лучший фильм» в 2025 году?
Одним из самых недооцененных фильмов этого года можно назвать «Падение империи» Алекса Гарланда. Выпущенный еще в апреле, он уже стал менее свежим в памяти кинокритиков и академиков. Однако это редкость — масштабное, кассовое приключенческое кино, которое одновременно оказывается глубоким, политически острым и невероятно актуальным. Несмотря на все достоинства, шансы на номинацию кажутся минимальными, но хочется пожелать этому проекту студии A24 удачи.
Еще один фильм от A24, который вряд ли получит номинацию, — «Другой человек» с Себастианом Стэном. Это история мужчины с физическими деформациями, мечтающего стать «красивым» с помощью медицины. На контрасте с ним — другой персонаж с реальными особенностями внешности, который находит уверенность и счастье. Это терапевтическое и психологическое кино о том, что попытки стать другим — бесполезны.
И последний фильм — «Комната по соседству», победитель Венецианского кинофестиваля, тоже кажется аутсайдером предстоящего сезона наград. В этой драме с Джулианной Мур и Тильдой Суинтон одна из героинь решает завершить жизнь через эвтаназию, а другая проводит с ней последние дни. Это трогательная история о безразличии и неизбежности конца — настоящий триумф Педро Альмодовара, который странно видеть незамеченным.
Кадр из фильма «Другой человек»
Если бы вам нужно было выбрать один фильм, который наиболее полно отражает дух 2024 года, что бы это было и почему?
Если выбирать один фильм года, то это, безусловно, «Анора». Это человечное, душевное и трогательное кино, которое остается легким и комедийным, несмотря на свою глубокую трагичность. Оно идеально отражает свойственную современному кинематографу тенденцию — стремление достучаться не только до фестивальной аудитории, но и до самого широкого круга зрителей. Искусство больше не может оставаться в стороне от людей.
К тому же, в «Аноре» присутствует тема Рождества — мотив справедливости и маленьких чудес, характерных для святочных рассказов. Этот акцент удивительным образом стал трендом года: даже в самых серьезных фильмах все чаще мелькают рождественские сюжеты. Будь то «Плохая девочка» с Николь Кидман, «Бруталист» с Эдрианом Броуди, «Безмолвное братство» с Джудом Лоу или другие картины. Возможно, это примета нашего времени, когда людям особенно важно надеяться на чудо.
И, наконец, «Анора» — это кино об эмигрантах, которое объединяет людей из разных культур. И это тоже отражает важную черту современности — стремление к единству и примирению.
Кадр из фильма «Анора»