Фото: Дмитрий Марков
Фотограф Дмитрий Марков снимает свадьбы больше 10 лет. Тонкие и чувственные свадебные фотографии из его портфолио можно рассматривать часами, а открывая их заново спустя время, увидеть новую для себя историю. Его работы глубокие и осознанные. Они наполнены смыслом, который не лежит на поверхности, но ясно чувствуется, если смотреть с открытым сердцем. Рассказываем о философии их создателя.
О больших переменах
«Каждый год фотографу необходимо обновляться, пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта, развиваться», — долгое время я был отчасти не согласен с этим мнением. Сколько себя помню, я всегда испытывал острое желание обязательно «оставить что-то после себя». Однажды, когда выбор связать свою жизнь с фотографией был уже сделан, ко мне в руки попал свадебный снимок, которому на тот момент уже было больше сотни лет. И тогда я решил для себя — вот оно!
Так я и пришел в свадебную фотографию: с осознанным желанием снимать так, чтобы у моих работ был высокий шанс «пережить» автора. Мне казалось, что для этого снимки обязательно должны быть преисполнены достоинства, сделаны с «правильным» светом и композицией, и обработаны «без примесей». Иными словами, быть «не хуже» тех, кто снимал столетие назад! Хотелось, чтобы о моих работах можно было бы сказать как об элитном алкоголе — «не имеет срока годности». Поэтому основу моего стиля составляла «классика», которая «вне моды» и «вне времени». И должна она была сохранять актуальность не просто годами, а десятилетиями.
Фото: Дмитрий Марков
Но за последние полтора года моя личная жизнь кардинально изменилась. А следом изменились и взгляды на фотографию. В желании «оставить что-то после себя» я не нашел ничего, кроме страха. И когда этот страх был проработан, я ощутил свободу и силу. Чтобы жить сейчас, а не когда-то. Чтобы экспериментировать, меняться и развиваться. Не столько «чтобы сохранить актуальность», сколько, чтобы не утонуть в рутине, доведенной до шаблонного автоматизма, от которой недалеко до выгорания.
Фото: Дмитрий Марков
Мы живем в «эпоху контента», когда гаджеты каждого из нас переполнены гигабайтами фотографий. Шанс одного снимка не раствориться в потоке триллионов подобных — очень мал, как и верность утверждения о том, что я представитель timeless wedding photography (прим. — в переводе с английского «свадебная фотография вне времени»). Доберется ли какая-нибудь фотография до потомков — зависит от разных обстоятельств. Но точно не от правильности света или композиции.
Фото: Дмитрий Марков
О самом важном в свадебной фотографии
В моем портфолио были целые свадебные серии, которыми я особенно гордился и ставил в пример своим ученикам. Я показывал их, как образцы timeless wedding photography. Это были серии, в которых складывалось все одно к одному: и пара красивая, и гости им под стать — стильные и сопереживающие, и локация замечательная, и декор со вкусом, и с погодой повезло. Но время от времени случалось так, что эти особенно любимые пары разводились. Это полностью обнуляло ценность моих работ и срок их годности. При этом, я вспоминал самые первые свои съемки, наивные еще! Такие, что я бы вряд ли разместил в своем портфолио, но их герои — по-прежнему вместе и счастливы. Они обожают свои свадебные фотографии и благодарны за них.
Фото: Дмитрий Марков
Если как следует задуматься, жизнь фотографии не зависит от того, насколько она технически правильна. Насколько она «вне моды» и «вне времени». Не это важно. Другое важно.
Фото: Дмитрий Марков
Для меня — это то, что происходит в моменте и немного после: какие эмоции испытываются в процессе создания снимков, какой обмен энергии происходит между фотографом и героями съемки, какое послевкусие у них остается и какое воздействие на зрителей оказывается.
Фото: Дмитрий Марков
О том, что остается за кадром
Есть такие пары, между которыми живое электричество вибрирует так, что это ощущается кожей. Когда они смотрят друг на друга, как на подлинное сокровище. У пары, которую я встретил полтора года назад, было именно так. Их свадьба случилась после того, как я получил два сильных и почти синхронных удара. Во-первых, не стало моего отца — неоперабельный и стремительный рак. Во-вторых, моя жена совершенно внезапно для меня попросила развод — после 10 совместных лет жизни и моей железной уверенности в том, что нам суждено быть вместе до конца.
Фото: Дмитрий Марков
Свадьбу этих ребят я снимал как раз несколько дней спустя после своего развода. И то, что почувствовал между ними — пробрало и заворожило. В тот день во мне сильно отпечатались слова, сказанные одной из подруг жениха с дрожащим голосом: «Он так долго тебя искал. Он тебя выстрадал и нашел!» В тот момент, сам не зная почему, я вдруг поверил, что и у меня есть шанс на обретение своего подлинного сокровища. И так, ведь и случилось!
Фото: Дмитрий Марков
О стиле собственных фотографий
Следом за счастливыми изменениями в жизни, за изменением взглядов на фотографию меняется и мой стиль. Я все больше отхожу от классики, разрешаю себе пробовать новое и меняться, смелее становлюсь и свободнее. То, что интересней всего сейчас: когда у фотографии есть дыхание и нерв, когда в ней есть жизнь и настроение, глубина и история, раскрывающаяся внимательному зрителю.
Фото: Дмитрий Марков