Евгения де Монтихо, Франц Ксавьер Винтерхальтер; жемчужная диадема Евгении де Монтихо, @gentlemensgram
Ограбление Лувра — сюжет, который звучит слишком кинематографично, чтобы быть правдой. Неудивительно, что когда накануне из Галереи Аполлона исчезли французские королевские драгоценности, многие решили: это промо третьего сезона «Люпена». Но все оказалось куда прозаичнее: похищены восемь музейных экспонатов, среди них — изумрудные украшения императрицы Марии-Луизы, сапфиры королевы Марии-Амелии и бриллианты Евгении де Монтихо. Корону последней воры выронили по пути и бросили прямо на улице, а знаменитый бриллиант «Регент» в 140 карат, лежавший в той же витрине, вовсе не тронули. Рассказываем, какие судьбы стояли за каждым из этих драгоценных символов эпохи и как может развиваться их история дальше.
Галерея Аполлона, Antoine Mongodin/Musée du Louvre
Изумрудный комплект императрицы Марии‑Луизы Австрийской
В 1810 году Наполеон Бонапарт женился на Марии-Луизе Австрийской, внучке Марии-Антуанетты. Их союз был не столько про любовь, сколько про политические амбиции: таким образом император стремился закрепить свое положение в Европе и связать Францию с древней австрийской династией Габсбургов. В качестве свадебного подарка Наполеон I заказал для невесты изумрудный комплект в мастерской официального ювелира двора — Франсуа-Ренье Нито.
Комплект состоял из диадемы, ожерелья, браслетов и серег, усыпанных изумрудами и бриллиантами. Ювелир создал не просто украшения, а символ новой эпохи — в нем античные формы сочетались с помпой имперского стиля. Их Мария-Луиза носила при дворе Тюильри, на балах и парадах.
История изумрудов после падения Империи сложилась запутанно: часть комплекта осталась в Австрии, а ожерелье и серьги перешли к потомкам Марии-Луизы. Баронесса Эли Ротшильд, известный коллекционер и филантроп, выкупила их у наследников этой линии примерно в конце 1990-х, чтобы передать комплект в Лувр. Дар был официально зарегистрирован музеем в 2004 году.
Jean-Gilles Berizzi / Musée du Louvre
Сапфировая парюра королевы Марии‑Амелии Французской
Одна из самых редких и узнаваемых драгоценностей французской короны — сапфирово-бриллиантовая парюра, принадлежавшая королеве Марии-Амелии, супруге Луи-Филиппа I. Этот комплект, созданный в начале XIX века, олицетворял вкус эпохи Реставрации и одновременно хранил память о наполеоновской династии: часть сапфиров, по некоторым данным, некогда принадлежала императрице Жозефине, а позже была использована в новом ансамбле для Марии-Амелии и ее приемной дочери Гортензии де Богарне.
В классическом составе парюры — тиара, ожерелье, серьги, броши и пряжка для пояса. Согласно архивным записям, герцог Орлеанский приобрел ее около 1821 года за 160 000 франков — сумму, по тем временам эквивалентную стоимости небольшого имения. Позже коллекция много лет хранилась в семье Орлеанов и считалась одной из жемчужин их частного собрания. В 1985 году наследники королевской линии продали комплект Лувру, где он стал центральным экспонатом зала французских королевских драгоценностей.
Stéphane Maréchalle / Musée du Louvre
Украшения императрицы Евгении де Монтихо
Императрица Евгения, супруга Наполеона III, вошла в историю не только как последняя императрица Франции, но и как законодательница моды, вдохновлявшая целую эпоху. Она любила бриллианты с почти театральной страстью и считала, что блеск украшений — не роскошь, а часть политического образа.
Для Всемирной выставки 1855 года в Париже ювелир Александр-Габриэль Лемоннье создал для Евгении корону с 1354 бриллиантами и 56 изумрудами. После крушения режима Наполеона III украшение было выкуплено Лувром, где стало символом женской власти и эстетики XIX века. Именно эту корону воры выронили при побеге, оставив ее на улице — поврежденной, но чудом уцелевшей.
Stéphane Maréchalle / Musée du Louvre
Другие предметы, связанные с именем Евгении, исчезли: знаменитый бриллиантовый бант для корсажа, созданный тем же ювелиром, бриллиантовая брошь-реликварий — миниатюрный медальон с тайным отделением, по легенде, хранивший локон сына императрицы, и жемчужно-бриллиантовая диадема, изображенная на официальном портрете императрицы кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера.
Бант — гигантский по меркам ювелирного искусства XIX века, длиной почти в ладонь, — был усыпан почти двумя тысячами бриллиантов и сиял на груди Евгении во время придворных балов. Наполеон III подарил его жене как символ блеска и власти Второй империи: в нем соединялись мягкость формы и демонстративная роскошь. После падения династии брошь оказалась на распродаже коронных драгоценностей 1887 года и лишь спустя столетие вернулась во Францию — Лувр выкупил ее в 2008.
Stéphane Maréchalle / Musée du Louvre
Брошь-реликварий, напротив, была почти интимной вещью — тонкой, овальной, усыпанной бриллиантами, с крестом на лицевой стороне и маленьким тайником внутри. Такие украшения носили как знак личной памяти, а не как демонстрацию статуса. Согласно музейным архивам, брошь поступила в Лувр из частного собрания в конце XX века — и теперь вновь исчезла.
Stéphane Maréchalle / Musée du Louvre
Диадема — изящная и почти архитектурная, собранная из 212 природных жемчужин и 1998 бриллиантов, — считалась вершиной вкуса эпохи. Именно в портретах Евгении с этой диадемой закрепился визуальный код Второй империи — сочетание роскоши, идеализированной женственности и тщательно поставленного образа власти.
Stéphane Maréchalle / Musée du Louvre
Почему не тронули «Регент»?
В той же витрине, откуда исчезли украшения, лежал один из самых знаменитых камней в истории — алмаз «Регент» весом 140 карат. Он украшал корону Людовика XV, эфес меча Наполеона I, а после реставрации монархии стал музейным экспонатом. Его стоимость оценивается более чем в 60 миллионов евро.
Воры его проигнорировали. Возможно, потому, что алмаз слишком знаменит.
Thomas Deschamps / Musée du Louvre
Сколько стоит ограбление Лувра?
Точная сумма ущерба не разглашается — оценку ведут французские власти и эксперты по культурному наследию. Но если ориентироваться на стоимость аналогичных предметов, известную из музейных закупок и аукционных данных, речь идет о десятках миллионов евро.
Одна только бриллиантовая брошь-бант императрицы Евгении стоила Лувру 6,7 миллиона евро. Изумрудный комплект Марии-Луизы оценивался частными коллекционерами в сумму порядка 10–15 миллионов. Сапфировая парюра Марии-Амелии — еще около 10 миллионов. И это без учета музейной и исторической ценности, которая делает каждое из этих украшений практически бесценным.
Продать такие украшения на открытом рынке невозможно. Даже если воры решат разобрать изделия и продать камни по отдельности — это отследят: изумруды и сапфиры королевской огранки давно внесены в международные базы. По словам экспертов ювелирного рынка, подобные кражи совершаются не ради быстрой прибыли, а «под заказ» — для частных коллекций, где ценят не столько материальную, сколько символическую сторону обладания. Иногда такие вещи десятилетиями лежат в сейфах, возвращаясь в оборот только после смерти владельца. История знает прецеденты: часть драгоценностей Марии-Антуанетты, исчезнувших после революции, всплыла спустя сто с лишним лет на аукционе Sotheby’s. Поэтому специалисты надеются, что и эти украденные реликвии еще могут вернуться.