Иммерсивный спектакль сам по себе требует тонкой режиссуры, а перенести этот формат в свадебный сценарий — задача почти фантастическая. Ведь логически нужно соединить не только смыслы, но и традиции, особую эстетику и пожелания жениха и невесты. Пример органично вписанной в свадьбу театральности — проект JR Wedding во Франции, за режиссуру которого отвечал основатель агентства TOBELOVE Wedding и лидер креативной команды GODMODE Александр Белов. Чтобы разобраться, как создаются подобные истории, мы расспросили Александра о сценарии, подготовке и персонализации. Все об этом читайте ниже.
Как бы вы описали жениха и невесту? С каким запросом они к вам пришли?
Олег и Кристина в первую очередь очень интересные люди. Активные, увлеченные, насмотренные. Знаете, как они сформулировали свой запрос, когда мы познакомились? «Хотим иммерсивный спектакль с элементами свадьбы», — сказали они.
Звучит как мечта ивент-режиссера. Тот случай, когда жених и невеста сразу понимали, чего хотят. Пара посетила много иммерсивных шоу в разных странах, шли в этот эксперимент осознанно, но с большим азартом. Именно под такой формат искали режиссера. Это был прямо конкурс, отбор по правилам тендера.
Расскажите о концепции. Как зарождалась идея?
Как-то в разговоре Олег сказал, что хотел бы превратить это событие в исследование темы счастья. Что есть счастье в самом большом и простом смысле? Как стать счастливым? Вот такая философская тема стала отправной точкой. И что интересно, для пары было важно естественно проживать весь необычный опыт вместе с гостями в дни свадьбы, поэтому как только мы нащупали основную линию, они доверились нам и не вникали в подробности.
Почему для события выбрали Францию?
Париж — один из любимых городов жениха и невесты. И по-прежнему одно из самых романтических мест на Земле. Идея играть свадьбу в городе любви или его окрестностях всегда кажется хорошим, вдохновляющим началом. К тому же во Франции сохранилось много исторических замков с доступом для мероприятий. А нам нужен был именно такой: живой, кинематографичный антураж. Пара выбрала Château de Villette, его еще называют маленьким Версалем. А мы вместе с организаторами — агентством JR Wedding — придумали, как использовать эту величественную фактуру, чтобы создать впечатляющий путь гостя.
Какой стиль лег в основу проекта?
Если речь идет про стиль оформления пространств, костюмов актерской труппы и музыкальной группы «Министерство Культуры», я бы назвал его будуарным шиком. Тут важно сказать, что мы не занимались реконструкцией эпохи. Да, задавали примерную рамку времен. Но скорее для ощущений, чем для точного считывания. В этом проекте не было никакого историзма. Это красивая фантазия, сказка, которая родилась и случилась на глазах у двенадцати гостей и двух виновников происходящего.
Какие режиссерские задумки стали неотъемлемой частью свадьбы?
Главный эксперимент заключался в том, что гости, как и молодожены, должны были два с половиной дня прожить внутри одной истории. С меняющимися действиями, антуражем, декорациями, но с единым сценарием и сюжетной линией. Я называю это театрально-кинематографическим приемом. В нем много риска. И очень важно правильно выстроить спираль эмоций, чтобы никто не устал, чтобы не пережать, но до конца держать градус действия.
Иммерсивное шоу разворачивалось прямо с порога. На каждого гостя сразу надевали бежевый кейп, и только так они могли проследовать по территории до самого замка. Как сказал один из героев: «Нужно облачиться в цвет песка и камня, чтобы не раздражать глаз Жана-Батиста, хозяина замка».
В смене дней, сюжетов и соответствующей атмосферы мы использовали прием total color. Предсвадебный ужин был полностью решен в бордовой гамме. Все — от карточек меню до портьер — представало в одном глубоком оттенке. Завтрак главного дня проходил в голубой гостиной замка, и мы просто взяли цвет пространства и перенесли его в акценты, сервировку и даже оформление самих блюд. Мы работали с командой знаменитого мишленовского шефа Владимира Мухина, а за декор отвечала студия About You Decor Нади Скриповой и Анны Рунге. И спасибо коллегам за то, что так талантливо воплощали и подхватывали любые идеи. Наблюдать за работой профессионалов и разделять с ними такой опыт — большая удача.
Действо днем перемещалось к пруду, это был пикник в зеленой гамме, природных оттенках. На свадебном ужине после церемонии мы смешивали основные цвета проекта, а дресс-код, наоборот, переводили в светлые тона. Так визуально собралась очень эффектная картинка. Кстати, гости, как и артисты, переодевались под каждую локацию и очередной поворот. Это было своего рода игрой. Все остались очень довольны.
Иммерсивный подход мы использовали даже для подач на гастроужинах, превращали их в отдельное шоу. Роли официантов исполняли танцовщики, то есть каждая гастроподача была решена хореографическим номером. И исполнялось все под живой оркестр музыкантов из «Министерства Культуры».
Расскажите о нюансах подготовки. Как долго писали сценарий, готовили актеров, создавали костюмы и элементы декора?
Мы готовили проект полтора года. Три автора-сценариста вместе со мной разработали четыре версии сценария. Это были настоящие муки творчества. Я искал баланс между серьезным драматическим произведением, которое вовлекает и заставляет сопереживать, и комфортом гостей. Чтобы в нужных местах возникали паузы для общения, а где-то события разворачивались самым неожиданным образом.

Чтобы собрать сильную труппу в современных реалиях, нужно учесть множество нюансов. Оформление виз, возможные замены, закрытые аэропорты и опаздывающие из-за таких задержек артисты. Мы были вынуждены искать несколько новых исполнителей в последний момент, потому что где-то решить вопрос с отказами в оформлении документов не удалось. Привлекали коллег из Франции и соседних стран.
С костюмами получилось интересно. Для «Любовного напитка», как уже упомянул, хотелось добиться стилизации, а не прямого копирования эпохи Марии Антуанетты. Нашей задачей было подружить внешний вид гостей, образы артистов с эстетикой самого шато, но при этом не уйти в излишний историзм. Не забывать о самом поводе, сохранить светскость, fashion-подход, изысканность.
Как строился каждый день уик-энда? Расскажите о программе.
Это будет долгий ответ, даже если я сильно не ударюсь в подробности.
Исходным событием стало исчезновение «Любовного напитка». Вор, укравший зелье, затесался среди прибывших гостей, которых встречали всадники — местная гвардия.
Главный герой — мистический персонаж Жан-Батист Бенавенте. Человек без возраста, чья жизнь насчитывает не один век. Он давно не верит ни в любовь, ни в счастье. Его сыграл заслуженный артист театра и кино России Игорь Гордин.
Хозяин поместья встретил гостей с возмущением и пальбой из револьвера. Его жена Луиза сгладила разгоревшийся конфликт и уговорила мужа пустить незнакомцев на ночлег. Так закручивался сюжет. Затем все размещались в комнатах, получали письма с посланиями и готовились к первому ужину. Кстати, именно на первом ужине прозвучал авторский саундтрек, который мы полностью создали под повод. Но и не это стало кульминацией первого дня: главное действие разворачивалось на закате.
Парк постепенно накрывало густым дымом, где вдруг оживали женские статуи. Жан-Батист рассказывал легенду о своих бывших женах, которых он облачил в камень. Перед террасой замка между героями завязывался конфликт, персонажи перемещались вдоль парка к каскадному фонтану, и гости следовали за ними. В этот момент по ступеням хлынули потоки воды, фонтан окрашивался в плотный красный цвет. Все работало на этот накал момента, потому что следом здесь разворачивалась настоящая дуэль. Сюжетные страсти, конечно, не разрешались до конца первого вечера. И с наступлением ночи парк переходил во власть диджея: гости получали возможность просто выдохнуть, потанцевать и свободно пообщаться.
Утро главного дня начиналось с пробуждения сада. Вдали задымленного парка, за деревьями и статуями появлялась вся труппа: актеры, танцоры, музыканты, вокалисты. Фигуры персонажей двигались в сторону шато, а гости наблюдали за этим действием из окон своих спален, расположенных на втором этаже замка.
Горничная оставляла под дверями их комнат записки. Так слуги передавали гостям тайные послания от Жана-Батиста и его жены, это позволяло держать интригу.

Затем наступило время того самого голубого завтрака от шефа, игр и живописного пикника на пленэре, в тени вековых деревьев у пруда.
А уже вечером случилось главное. На фоне фасада шато прошла красивая свадебная церемония. После мы пригласили гостей в дворцовый флигель, в амбар на ужин, где каждая гастроподача уже сопровождалась конферансом Владимира Мухина. Сам ужин обыграл ведущий Александр Белов.
Возможно, самым впечатляющим моментом свадебного дня стала даже не церемония, а невероятный салют, который случился в финале вечера. Я расписывал весь ход салютных залпов по партитуре трека. Номер начинался с песни «You are so beautiful» в исполнении «Министерства Культуры», и дальше при переходе на сильные доли «зазвучал» фейерверк. По традиции все закончилось afterparty. А в день отъезда гостей ждал поздний, расслабленный завтрак и общение у бассейна.
Как строили работу с гостями на подготовительном этапе?
Гостей мы также сопровождали в подготовке несколько месяцев. Для проекта наша команда создала подробный и очень красивый гид по стилю. Мы собирали базу в помощь для подбора образов: ссылки на шоурумы и бутики, готовили индивидуальные предложения по конкретным моделям, что-то предлагали сшить на заказ.
Как в этом случае работали с персонализацией?
Я в целом строил проект на приеме personal experience. Когда персонажи практически все время могли взаимодействовать с гостями, уводить их, вовлекать в сюжетную линию, путать. Специально под проект разработали игры с учетом аудитории приглашенных и их интересов. На первом ужине это была «Правда или поцелуй», а потом «Дворцовый переворот». Они очень классно легли в общую канву и сработали в нужный момент.
Если можно было бы повторить опыт проекта, вы бы что-то сделали по-другому?
Очень сложно однозначно ответить на вопрос. Вообще, эту свадьбу можно с уверенностью сравнить с настоящим спектаклем, полноценным иммерсивным шоу длиной в два дня. И как любой спектакль, такая работа требует не только репетиций, прогонов, но и так называемой обкатки, игры на зрителя. Чтобы наблюдать и понимать реакции, ловить эмоцию в моменте. Вот чего бы мне хотелось. Да, гости Олега и Кристины сказали, что никогда не видели ничего подобного и остались под большим впечатлением. Такие отзывы очень приятно слышать. Но мне правда очень хотелось бы сделать такой спектакль для большей зрительской аудитории. Например, на Villa Michetti. Не по-другому сделать, а вот так. Досадно немного, что произведение искусства, которое у нас получилось, видели всего 12 человек.
Организация: @jr_wedding @juliarudi
Режиссура: @belov_tobelove
Декор: @about_you_decor
Фото: @tserevitinov @ksemenikhin_wed
Ведущий: @alexbelov
