@ryndevich, кадр из фильма «Сабрина»
Черно-белое кино — как отдельный вид искусства, который сейчас доступен каждому. Несмотря на то, что такие картины снимались десятки лет назад, вряд ли кто-то сможет усомниться в их актуальности в 2025 году. Если захочется не только расслабиться, но прочувствовать эмоции героев и подумать после просмотра, мы к вашим услугам. Ниже собрали топ черно-белых фильмов, которые должен посмотреть каждый.
P.S. Некоторые из них часто показывают на больших экранах московских кинотеатров.
«Римские каникулы»
«Римские каникулы» — это тот самый эталонный ромком 1953 года, который, кажется, будет актуален всегда. В фильме все понятно и просто: принцесса, уставшая от протокола, и журналист проводят вместе один беззаботный день в Риме, который становится для них чем-то большим. Здесь нет пафоса и страстей — только легкая, но при этом и пронзительная история о мимолетной, но настоящей любви. А еще — много Рима, красивых нарядов и непревзойденной актерской игры.
«Сабрина»
Вторая черно-белая картина нашего списка с Одри Хепберн — «Сабрина» Билли Уайлдера. В этом черно-белом фильме нужно смотреть не только на игру великих актеров, но и на тот самый роскошный образ жизни, который был на пике в Соединенных Штатах в шестядесятые. «Сабрина» — своего рода история Золушки, способной не только смириться с действительностью, но готовой к новым открытиям (путешествие в Париж в 1954 году — это вам не шутки) и чувствам. Если не захочется расставаться с эмоциями после этой картины, рекомендуем взглянуть на ремейк 1995 года с Харрисоном Фордом. Этот вариант ничуть не меньше достоин вашего внимания.

Кадр из фильма «Сабрина»
«Восемь с половиной»
«Восемь с половиной» Федерико Феллини стоит воспринимать как гениальную исповедь о творческом кризисе, в которой каждый найдет отголоски собственных поисков и сомнений. Сновидения наяву режиссера Гвидо Ансельма смешиваются с реальностью: его детскими воспоминаниями, мечтами и озарениями. В «зеркало» Феллини может заглянуть любой желающий и узнать себя.

Кадр из фильма «Восемь с половиной»
«Список Шиндлера»
«Список Шиндлера» Стивена Спилберга — черно-белый фильм, который точно нужно посмотреть каждому. Главное — быть готовым к тому, что он не из разряда легкого кино. Тяжелая, но необходимая к просмотру картина — памятник человечности в эпоху бесчеловечности. Это не документальная хроника Холокоста, а сильный рассказ о том, как один человек способен противостоять абсолютной тьме. Здесь нет шокирующих сцен насилия, ведь сюжет может по-настоящему обжечь психологической правдой.
Кадр из фильма «Список Шиндлера»
«В джазе только девушки»
Если вы помните, Мэрэлин Монро — не только секс-символ, певица и модель 1950-х, но еще и актриса. Чтобы окончательно и бесповоротно в нее влюбиться, настоятельно рекомендуем начать с черно-белого фильма «В джазе только девушки». Блистательное трио актеров, невообразимый темп и остроумные диалоги, цитирование которых можно услышать и сегодня. По сюжету два незадачливых музыканта вынуждены скрываться в женском джаз-оркестре. Тони Кертис и Джек Леммон мастерски «вливаются в коллектив», но не могут (как и все вокруг) остаться равнодушными перед Душечкой — героиней Монро.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»
«Сладкая жизнь»
Еще один шедевр итальянского (и мирового) кинематографа от Федерико Феллини — «Сладкая жизнь». Фильм-праздник и настоящий телепорт в ослепительный, но пустой мир римской богемы 1960-х, где ночные гулянки, папарацци и аристократический разврат становятся метафорой духовной пустоты. Феллини показывает, как погоня за наслаждениями по-настоящему могут иссушать душу и вызывать дикую тоску.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»
«Три тополя на Плющихе»
Татьяна Доронина, Олег Ефремов и такси. Иногда бывает так, что двум людям просто суждено было встретиться. Героиня Татьяны Дорониной Нюра — миловидная замужняя девушка из глухой деревни, мать двоих детей, которая приехала в Москву, чтобы продать домашнюю ветчину на Даниловском рынке. А Саша Олега Ефремова — далеко не словоохотливый московский шофер, готовый ждать Нюру столько, сколько потребуется. Нежная история не перерастает в любовный треугольник, но становятся ли герои от этого счастливее — вопрос риторический.
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
«Касабланка»
В «Касабланке» Майкла Кертица собрано буквально все: романтика, политика, любовь и жертвенность. Фильм стоит посмотреть, как минимум, ради диалогов и фраз Хамфри Богарта, Ингрид Бергман, Клода Рейнса и других великих актеров (чего только стоит «У нас всегда будет Париж»). По сюжету в оккупированной «Касабланке» владелец бара Рик Блейн сталкивается со своей старой любовью Ильзой, которая пытается бежать в Америку вместе со своим мужем-нелегалом. Рик встает перед выбором: между своими чувствами и тем, что правильно, в мире, где каждый ищет спасения.

Кадр из фильма «Касабланка»
«Метрополис»
Фильм «Метрополис» — фантастическая антиутопия, где слова излишни (как фигурально, так и буквально). На немом, черно-белом полотне можно увидеть роскошь богатых кварталов и садов развлечений, соседствующую с адом машинных цехов и жизнью рабочих. Власть города и подземелья находится в руках одного магната, чей сын начинает борьбу со злом.

Кадр из фильма «Метрополис»
«Девчата»
«Девчата» — советская классика в лучшем ее понимании. Фильм Юрия Чулюкина наивный, трогательный и очень добрый. Он покоряет не сюжетной линией, а своей реалистичностью и актерами, ставшими народными любимцами (Надежда Румянцева, Николай Рыбников и другие). Сюжет этой черно-белой картины прост — в сибирский поселок приехала повариха Тося Кислицына — наивная и эксцентричная девчонка. Ей интересно все, поэтому она сует нос во все, что происходит вокруг (и стремится помочь каждому), а местный красавец Илья на спор заводит с ней роман.

Кадр из фильма «Девчата»

