Уже официально: Сара Джессика Паркер попрощалась с образом Кэрри Брэдшоу. А вместе с финалом «И просто так» зрителям снова напомнили: у главной героини так и не получилось прийти к гармонии в личной жизни. И это неудивительно, ведь Кэрри всегда была самой большой проблемой собственных отношений. Вместо того чтобы гадать, чем закончилась ее история, мы решили разобраться глубже и спросили психолога, основательницу платформы семейных психологов Rytsareva.team, Татьяну Рыцареву, что на самом деле мешало Кэрри и какие отношения могли бы сделать ее счастливой.
Про финал (осторожно, спойлеры)
Финал последнего и самого неоднозначного сезона «И просто так» в целом был ожидаем. Уже в середине стало ясно: из-за постоянных разногласий пара Кэрри и Эйдана навсегда осталась в прошлом, а развитие новой любовной линии главной героини вряд ли возможно за несколько серий. Тем не менее надежда была и зрители верили, что внезапно появившийся Дункан Ривз, у которых с Кэрри оказалось гораздо больше общего, чем со всеми ее предыдущими мужчинами, — тот самый. Но сценаристы решили иначе, и роман продлился не дольше серии. Итог: Кэрри одна и пытается доказать себе и всем, что это неплохо. Но на самом деле выглядело это очень неправдоподобно. И был ли вообще у Кэрри хоть с кем-то из ее мужчин шанс на счастье?
Кэрри + Мистер Биг
Мистер Биг — все-таки главный и самый важный мужчина в жизни Кэрри (по ее же версии). И, кажется, уже давно пора обсудить, насколько здоровыми были их отношения. Ведь разрывы, драмы и неоднозначные ситуации преследовали их если не всегда, то бо́льшую часть сериала точно.
Как объясняет психолог Татьяна Рыцарева: «Кэрри чаще всего использует тревожно-амбивалентную стратегию привязанности, где необходимо полное вовлечение мужчины в жизнь. Джон (он же Мистер Биг) занимает избегающую позицию в отношениях: он слишком сфокусирован на работе, ему трудно выдерживать близость, он регулярно дистанцируется. Итог — ругань, расставания и примирения снова и снова, причем без попыток починить глубинную связь».
Даже узаконив отношения, Кэрри и Биг словно продолжали играть в старую игру: ей нужно все и сразу, ему — чуть больше воздуха. И именно в этом противоречии кроется главная неразрешимая драма их любви.
@thatillusivelife, @mean.vintage
Кэрри + Эйдан
Второй по значимости мужчина в жизни Кэрри Брэдшоу — Эйдан Шоу. И сложно не согласиться, что симпатий у зрителей он вызывал куда больше, чем Биг. Все потому, что был надежным, не предавал и не изменял. Казалось бы, идеальная партия для суперромантичной Кэрри, которой в отношениях нужна полная вовлеченность партнера. Но, как ни странно, замуж за Эйдана она так и не вышла, а их связь, даже после долгого расставания, снова потерпела крах. Почему так? Вопрос закономерный — и здесь снова помогает психология.
«Примечательно, что в отношениях с Эйданом сама Кэрри использует избегающую стратегию привязанности, в то время как Эйдан — скорее надежную (хотя и полностью таковой ее назвать нельзя). Он хочет построить с Кэрри семью, но такая близость пугает Кэрри, она дистанцируется, впоследствии снова вовлекаясь в роман со свободолюбивым Мистером Бигом. Думаю, что в реальной жизни Эйдан мог бы стать надежной фигурой привязанности для главной героини. И даже простить измену — вероятно, не без помощи психотерапевта. На мой взгляд, Эйдан достаточно терпеливый, и Кэрри могла бы постепенно впускать его в свою жизнь, регулируя уровень близости между ними», — считает Татьяна Рыцарева.
@just.the.city, @sexandthecitytv
Кэрри и другие мужчины
Другие мужчины в жизни Кэрри Брэдшоу, конечно, не были столь значимыми для сюжета, как Мистер Биг или Эйдан. Но каждый роман высвечивал какую-то ее грань. С писателем Джеком Бергером Кэрри пыталась быть легкой и современной, но оказалась в отношениях с человеком, который не выдерживал ее эмоций и в итоге просто сбежал, оставив на столе стикер. С художником Александром Петровским она, напротив, приняла роль музы и почти растворилась в его большом эго — и в Париже. Даже короткие романы показывали то же: Кэрри снова и снова примеряла на себя чужие сценарии, вместо того чтобы честно отстаивать свои потребности.
На этом фоне Биг выглядел особенным. С ним Кэрри действительно оставалась самой собо́й: эмоциональной, требовательной, уязвимой, но и искренней. Проблема в том, что «подлинная Кэрри» и была источником их драм: ее тревожность требовала постоянного подтверждения любви, а его избегание лишь усиливало ее страхи. Вместе они создавали замкнутый круг, где Кэрри вроде бы не теряла себя, но и счастливой до конца быть не могла.
В чем главная проблема Кэрри?
Конечно, неудачи Кэрри в любви можно списать на невезение или на то, что «мужчины не те». Но психологи видят в поведении Кэрри закономерность: она сама воспроизводит один и тот же сценарий, из которого не может выйти.
Татьяна Рыцарева: «Кэрри проявляет излишнюю зависимость от отношений: она фокусируется на них больше, чем на собственной жизни и автономии. При этом чаще всего ее привлекают мужчины, которые дистанцируются от нее. В отношениях с ними (например, Мистер Биг или Джек Бергер) Кэрри: не может выстроить свои границы и нарушает чужие; эмоционально преследует либо оказывается инициатором ссор; регулярно критикует и выражает недовольство; предлагает партнерам свою картину отношений, игнорируя их ви́дение; ведет себя непредсказуемо; требует их тотального вовлечения в свою жизнь.
Тенденция к слиянию с партнером и преувеличение его значимости в своей жизни как раз и приводит к такой позиции, конфликтности и неудовлетворенности. А это только подпитывает чувство отверженности, которое вновь и вновь запускает все эти стратегии.
В то же время и находиться в отношениях близости Кэрри еще не умеет, что осложняет ее путь в поиске гармоничных отношений».
Какой партнер ей был нужен по-настоящему?
Мы задали этот вопрос психологу Татьяне Рыцаревой, и оказалось, что ответ кроется не столько в мужчинах, сколько в ней само́й.
«Думаю, что Кэрри нужен партнер с надежной стратегией привязанности, который не отстранялся бы от нее в моменты эмоционального преследования и не настаивал бы на интенсивном сближении. А еще он должен обозначать свои границы, особенно когда она пытается их нарушить или требует внимания только к себе. Ей бы подошел партнер, который вместо того, чтобы терпеть вспышки гнева, предложил бы ей открыто выражать свои потребности и был бы готов их услышать.
Но я думаю, каким бы замечательным ни был партнер, он бы не смог сделать Кэрри счастливой. Героине необходимо осознать проявления своей тревожности, научиться распознавать свои потребности и более ясно сообщать о них партнеру, укрепить автономию и границы, научиться принимать отказы и не воспринимать их как отвержение, воспринимать иные точки зрения и потребности других людей.
На мой взгляд, секрет хороших отношений для Кэрри — это в первую очередь личная психотерапия, а во вторую — партнер с достаточно надежной стратегией привязанности.
P.S. Полагаю, что в последней серии сезона «И просто так», приняв свою автономию и ощутив самоценность, Кэрри больше, чем когда-либо ранее, готова к отношениям», — признается Татьяна.
Получается, что для Кэрри вопрос не только в поиске «того самого», но и в работе над собой. В этом, пожалуй, и скрывается главная интрига ее истории: зрители ждали красивой любви, а сценаристы (хоть и не слишком элегантно) показали, что главное на пути к здоровым отношениям — внутренняя работа над собой. И, возможно, именно поэтому финал «И просто так» впервые подарил ощущение, что Кэрри действительно готова к гармоничному союзу.
@justlikethatmax, @britishvogue