Федор Бородин — один из самых желанных фотографов Москвы на свадьбу. «Город влюбленных людей» Александры Жарковой и Евгения Давыдова, вымышленный средневековый мир Леши Свика и Ксении Ткачевой, дворцовое великолепие Майи Семак и Евгения Гуревича — его работы всегда про красоту момента, художественность и узнаваемый стиль. Мы поговорили с Федей о подходе, силе портретов и тренде на имперфекционизм.
Как бы ты описал стиль своей работы?
Начну с того, что на данный момент составляет ядро моей философии как фотографа. Мне важно, как выглядят люди в кадре. Это главная ценность, вокруг которой строится все, что я сейчас делаю: увидеть и показать людей с их лучшей стороны, но при этом сохранить их аутентичность, естественность, а не сломать или подогнать под определенную эстетику или видение. Конечно, у меня есть свой авторский стиль, но я всегда отталкиваюсь от людей, которых снимаю. В некотором роде я проводник, ретранслятор. Разумеется, в процессе съемки я подсказываю и направляю, но тут важно не передавить, оставить ребятам воздух и ощущение комфорта.
Как ты работаешь с клиентами?
Важнейшая задача в моей работе — понять, что за люди находятся по ту сторону камеры: что им важно, чем они живут, как чувствуют. То есть, сначала всегда идут психология и умение поймать правильный вайб. А уже потом фотография как инструмент, который помогает мне рассказать о людях. Люди разные — поэтому и истории о них получаются разными.
Что делаешь для того, чтобы понять их предпочтения и визуализировать в фото?
Большая и важная часть нашей работы в начале съемки — это суметь найти контакт и почувствовать потребности людей. Я говорю «нашей», потому что мне посчастливилось встретить Дашу. С этой внеземной девочкой мы женаты уже 17 лет и на съемках тоже всегда вместе. Помимо того, что она замечательный фотограф в нашей команде, у нее есть важная суперсила, которая часто помогает нам создать правильное настроение у пары, а когда нужно — окружить их вниманием и заботой. Уверен, что помимо результата, который мы выдаем на съемке, это одна из сильнейших наших сторон. Это дорогого стоит, когда ребята говорят, насколько комфортно им было работать с нами.
Что для тебя красота?
У красивой фотографии много различных измерений — тут все зависит от смотрящего. Для кого-то это фотографическая безупречность: свет, композиционные приемы. Для кого-то стиль, фактура и настроение. Для других смысл или сюжет. Но как я уже говорил, сейчас для меня на первом месте люди — как они выглядят, одеты, что чувствуют и переживают. А все остальное является лишь инструментом, чтоб подчеркнуть это. Как фотограф я прошел длинный и интересный путь, начиная с около документальной и жанровой фотографии через классический портрет, репортаж и глянцевые истории. И сейчас между сложносочиненным кадром не о людях и сильным эмоциональным портретом/сюжетом, я выберу последнее. Можно сказать, что я пришел к определенной простоте. Хотя на самом деле эта простота не так проста, как может показаться.
Какие свадьбы сегодня тебе нравятся?
Я люблю разнообразие. Наверное, в этом моя сила: могу назвать себя универсальным фотографом, работать в разных жанрах и режимах. Но если говорить о предпочтениях, мне очень отзываются утонченная элегантность, драйвовая эмоциональность и стильные глянцевые истории. В целом, нет разницы — большая эпичная свадьба или уютная семейная. Главное, чтобы это было искреннее и без чрезмерных формальностей.
Что, по-твоему, делает свадебную фотографию особенной?
Чтобы дать чему-то оценку, надо находиться не только в центре событий, но и иметь возможность посмотреть на это со стороны. Многие знают, что помимо свадеб я снимаю фэшн — поэтому мне есть с чем сравнить. Я очень люблю глянец, и это большая часть моей жизни. Но свадьбы люблю по-особенному. В них есть то уникальное ощущение персональности, которым я очень дорожу. Я делаю свою работу для конкретных людей, для которых важно мое умение находить и видеть красоту, для которых я запечатлеваю очень личные воспоминания. Помимо этого, свадебная фотография — это разноплановая работа, в которой ты прокачиваешь и используешь разные скилы. Здесь всегда можно добавить шепотку арта, немного глянца, стильный или драйвовый репортаж, трогательные и эмоциональные портреты.
Расскажи о том, что сформировало твою насмотренность.
Вдохновение можно найти во всем, что нас окружает. Но когда речь заходит о визуальных искусствах, моими основными источниками вдохновения служат документальная и модная фотография. Что касается имен, то я восхищаюсь работами Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Йозефа Куделки, Стива Маккарри, Паоло Пеллегрина, Георгия Пинхасова, Алекса Уэбба, Хельмута Ньютона, Паоло Роверси, Стивена Мейзела и Питера Линдберга. Однако это лишь основа для меня. Ничто не является постоянным, и я часто открываю для себя новые имена, сталкиваюсь с новыми формами и испытываю новые чувства.
Другим источником для вдохновения являются выставки современного искусства, кино, показы, музыка. Ну и, конечно, не стоит забывать о тех людях, с которыми мы работаем — часто именно они становятся музами.
Насколько ты доволен своей реализацией в профессии сейчас? По шкале от 1 до 10.
Помимо творческой и профессиональной реализации, на свадьбах мне доводится встречаться и работать с прекрасными, интересными, уникальными людьми, а это хороший повод, чтобы поставить все 11 баллов.
Что помогает тебе понимать, в каком направлении развиваться дальше как свадебному фотографу?
Чувство неудовлетворенности. Как только я понимаю, что иду по проторенным дорожкам, сразу начинается поиск чего-то нового, необычного, вдохновляющего. Наверное, это дофаминовая аддикция, которая не позволяет долго сидеть на одном месте.
Какие тенденции в свадебной фотографии ты наблюдаешь? Есть ли что-то новое или интересное, что привлекает твое внимание?
Мне кажется, что развитие технологий, в том числе генеративных нейросетей, подталкивает нас к поиску тонких материй, какой-то особой души, человечности. Формально совершенный портрет уже не кажется сейчас привлекательным. Наоборот, привлекают несовершенства: они добавляют особой ценности, как и вещи, сделанные руками, а не на конвейере. Сейчас главные ориентиры для меня — это естественность, минимализм, стиль, персоналити и немного имперфекционизма. Именно поэтому я увлекся полароидами и в последнее время много снимаю на пленку.
Расскажи о своих профессиональных табу. На что ты не согласишься?
Для меня фотография — это важный вид визуальной коммуникации, и я очень плохо себя чувствую, если беседа становится излишне формальной. Мне неблизко, когда о фотографии говорят в ключе предоставления услуг. Для меня это творческий процесс. Но это не игра в творчество, а профессиональный навык, который я использую, чтоб совместными усилиями с клиентом получить красивый результат.
Чем в своей работе гордишься больше всего?
Наверное, можно гордиться наградами и достижениями. У меня их немало, и, разумеется, это ценно и важно. Но это не главное. Я просто горжусь тем, чем занимаюсь. Дарить своим клиентам ощущение легкости на съемке и радость от фотографий — это очень круто. А когда после еще и чувствуешь эмоциональную вовлеченность людей, которые никак не связаны с героями кадров, это становится приятным бонусом.
Есть ли у тебя творческий вишлист? Идеи, которые очень хочется материализовать?
Пожалуй, судьба и так дарит мне проекты и свадьбы, которые я хотел когда-то снимать. Лучшим пожеланием себе было бы оставить эту тенденцию и в будущем — больше таких же классных, стильных, настоящих ребят и проектов.