За любым ярким событием стоит не только красивая картинка, но и невидимая команда, которая собирает проект как тонкую и многослойную конструкцию. И один из самых вдохновляющих процессов внутри этой «кухни» — творческие коллаборации. Именно они дают новые смыслы, неожиданные визуальные решения и особую энергетику. О том, как рождаются такие союзы и чем они питают индустрию, мы поговорили с Татьяной Бугаевой, основательницей студии «Союз Декор».
Почему, на ваш взгляд, сегодня так много внимания уделяется коллаборациям в ивент-сфере?
Лично я, кажется, радею за коллборации уже больше десяти лет. И только пару последних сезонов стала замечать, что в ивент-сфере они становятся по-настоящему желанными, вдохновляющими, креативными — превращаются в коммуникацию между специалистами, которая рождает эдаких «монстриков» в хорошем смысле слова. Не Франкенштейнов, а новый вид внеземной придуманной цивилизации.
На мой взгляд, это закономерно. Современные события требуют уникальности и глубины, которые трудно создать в одиночку. Коллаборации позволяют объединять разные компетенции и эстетики, рождать неожиданные решения и тем самым выводить проекты на новый уровень.
Что в них самое ценное для вас — вдохновение, результат или процесс?
Самое ценное — возможность коммуникации между создателями. Даже не сам результат, который рождается в процессе обсуждения и реализации идеи. Коллаборация — это шанс обменяться опытом, посмотреть на человека с другой стороны. Ведь сегодня мы очень мало общаемся лично, чаще видим друг друга сквозь призму соцсетей. А здесь есть ответственное общение, хоть и через небольшой элемент принуждения: нужно коммуницировать, нужно выдать результат. И это подпитывает — эмоциями, идеями, иногда и нарциссизмом (это уже опционально).
Для каких проектов коллаборации особенно уместны?
Для любых. Каждая коллаборация — как открытие, как если бы у лошади сняли шторку с глаз. Новый приток кислорода в мозг, новая точка зрения.
Все мы понимаем, что люди в любых бизнесах, и в ивент-сфере в особенности, очень разные. Кто-то — активный лидер: «вперед идем, ничего не страшно, как-нибудь все сложится, аминь». Кто-то — предельно творческий: «все не идеально, и я не буду спать пару ночей, но вышью-таки имена пары на салфетках шрифтом Times New Roman». Кто-то — жуткий интроверт, но максимально эффективный: «пусть на площадке будет кофемашина, а арку мы при ветре 14 м/с поставим». И все эти люди могут быть лидерами своего бизнеса и прекрасно функционировать. Но когда случается коллаборация, возникает такая квинтэссенция хард- и мета-скиллов, что можно улететь в космос в буквальном смысле.
Бывают ли ситуации, когда достаточно одного специалиста?
Теоретически — да, но мне сложно даже представить, какой именно это должен быть заказ. Почти всегда хочется объединить усилия, создать новый бассейн опыта и знаний, который подпитает меня и мое творчество.
Весной вы оформили премию TOP100AWARDS вместе с флористами LunaLuna. Концепт Chocolate Chic с тактильными материалами и трехуровневой сценой-арт-объектом создал вау-эффект для индустрии. Как родилась эта идея?
Когда в апреле нам предложили проект для премии TOP100AWARDS, я сразу подумала: нужен коллаб с людьми, которым будет и интересно, и не страшно. С теми, кто готовы слушать и делиться. Как в браке — и в горе, и в радости. Только разводы здесь случаются чаще (смеется).
Идея Chocolate Chic родилась почти сразу: хотелось сдержанной, тактильной роскоши, где материалы — кожа, лакированное дерево, замша, керамика — играют главную роль. Мы придумали небанальное зонирование: трехуровневую сцену-арт-объект и фуршет на 14-метровой барной стойке вместо привычного велкома. Это был не просто декор, а полноценный опыт для гостей. И именно в коллаборации удалось докрутить все решения — одно только обсуждение деталей дало невероятный творческий заряд.
Чем запомнился этот опыт?
Мы с LunaLuna знали друг друга раньше, но именно благодаря этому проекту начали общаться по-настоящему и до сих пор поддерживаем контакт. Сейчас готовим коллаборацию со стекольным производством и брендом одежды, продолжаем дружить с декораторами из Дагестана, делаем проекты для души с коллегами из ивент-сферы. У нас есть живой чат в Telegram, где обсуждаем пироги и перемываем кости друг другу — не без этого. Это не красивая обложка, а живой коллектив, пусть и собранный с коммерческим интересом.
Очень люблю наш безумный Decor Camp с прямыми конкурентами — это всегда невероятно круто. И, конечно, мои коллаборационные привычки уходят корнями в продуктивное и почти семейное многолетнее сотрудничество с фотографом Татьяной Созоновой.
В чем принципиальное отличие взглядов декоратора и флориста? Как это отражается визуально?
Когда декоратор и флорист работают вместе, получается целостная картинка, выстроенная как конструкция из знаний каждого — кирпичик за кирпичиком. Но важно помнить: коллаборация — это не только творческий тандем двух специалистов. Часто это целый набор узконаправленных профессионалов — от организаторов, техлидеров и режиссеров до продюсеров и арт-директоров. Чтобы объединить их идеи в один общий смысл, необходима адекватная совместная работа с четкой структурой и пониманием зон ответственности. Именно структурирование помогает достичь единства замысла и визуальной гармонии. Такой опыт тоже может быть по фану, но результат здесь всегда выходит на первый план.
С кем мечтаете поработать в будущем?
В новом сезоне мне бы хотелось выступить арт-директором для нескольких агентств, познакомиться на площадках со сценографами и режиссерами, потестить опыт в режиссуре света. Мне близка идея делать ивент не только красивым, но и содержательным — с внутренней логикой и без разрозненных сюжетов.