Художественное образование, работа в крупнейшей компании ивент-декора и большой опыт реализации сложных концепций – все это помогло стать декоратору Маргарите Батикян одной из лучших в своем деле. В интервью для TOP15MOSCOW она рассказала о своем взгляде на тонкости профессии и нюансы, с которыми ей приходится сталкиваться ежедневно.
— Расскажи, каким для тебя стал прошедший сезон?
Для меня это был очень активный сезон, особенно сентябрь, в котором было и по несколько мероприятий подряд, и три – в один день, словом, не было «свободных дат». Но даже в таком насыщенном графике с объемом работы мы справились, благодаря классной команде, которую я буквально собирала по крупицам. Я могу сказать, что горжусь каждым проектом, который мы сделали, и рада, что все они получили исключительно положительные отзывы от пар и организаторов.
— Команда людей, с которыми ты работаешь, – это сотрудники на фрилансе?
Под проект я обычно приглашаю фрилансеров, как и большинство моих коллег, но это все одни и те же люди, чья работа устраивает меня на все сто процентов. Есть и постоянный штат сотрудников: дизайнер, два шеф-флориста, менеджер для решения организационных моментов, SMM-специалист. Также есть производственная компания, с которой я регулярно сотрудничаю. В командной работе главное – взаимопонимание, поддержка, доверие, профессионализм. У нас все это есть.
Фотограф: Катя Мухина
Свадебное агентство: MHoliday WEDDING
— Какими качествами должен обладать специалист, чтобы попасть в твою команду?
Больше всего я ценю вовлеченность в работу и ответственность за каждый сделанный шаг. Для меня базовые ценности – относиться к тому, что ты делаешь, с искренней заинтересованностью в максимально успешном результате. Когда человек работает не за деньги, а «болеет за картинку».
— А можно ли всегда находиться в увлеченном состоянии и как его поддерживать?
Есть проекты, которые заряжают и вдохновляют, есть более спокойные. И это нормально. Невозможно с одинаково горящими глазами смотреть на все. Но нет такого проекта, к которому человек, любящий свое дело, относился бы совсем равнодушно. Нужно уметь и перезагружаться, отдыхать, чтобы потом аккумулировать все силы для нового сезона.
— Перед многими профессионалами стоит вопрос: как вырасти, добиться успеха, показать свои способности? Ты – отличный пример того, как сделать это стремительно. Можешь дать совет?
Самой вкладываться в свои проекты, инвестировать в собственное портфолио. Как иначе показать рынку, что ты умеешь делать классно? Все средства хороши: искать партнеров, делать совместные коллаборации с коллегами, раскручивать соцсети, размещать рекламу. Инструментов много – нужно правильно выстроить алгоритм действий. Кроме того, на проекты привлекать своих фотографов и видеографов, которые отснимут декор, участвовать в этом процессе, уделять внимание ракурсам, деталям, свету и цвету. Если ждать серии со свадьбы от основного фотографа, то может пройти и полгода. А, как говорят, пирожки к столу нужно подавать горячими (смеется).
Первое фото: фотограф Ольга Сиянко, свадебное агентство «Карамель»
Второе фото: фотограф Мary Moon, свадебное агентство «Два апельсина»
— Не формируется ли у организаторов привычки к такому подходу, которого априори начинают от тебя ждать? То есть что ты учтешь все нюансы и пожелания, придумаешь свои фирменные «фишки», но при этом не выйдешь за пределы сметы, а то и сделаешь дешевле?
Если это происходит, то я всегда могу объяснить каждый пункт сметы и обосновать его. Но я прекрасно понимаю организаторов: мы все заинтересованы в том, чтобы было красиво, и добиваемся этого всевозможными путями. Все в пределах разумного, всегда находится компромисс.
— Как ты считаешь, какие моменты на современной свадьбе еще можно усовершенствовать?
Главный момент – доверие друг к другу: организаторов – к декораторам, молодоженов – к агентству. Дилетантов среди нас нет. Профессионалы на свадебном рынке выросли до очень высокого уровня, и когда пара ответственно подходит к выбору агентства, то контролировать каждый шаг не имеет смысла. Наоборот, тотальный ежеминутный контроль мешает. То же самое касается и организаторов… Это тандемная работа и, конечно же, их мнение и предложения очень важны, но когда у декоратора в хорошем смысле этого слова «развязаны руки», он может сделать гораздо больше, потому что вдохновлен. Такая вот особенность творческих людей.
Фотограф: Анна Дмитриева
Свадебное агентство: «Карамель»
— Ты бы не назвала организатора «непрофессионалом», если бы тебе дали полную свободу действий касательно оформления и вообще не вмешивались в этот процесс?
У меня бывали такие случаи, и я, наоборот, очень рада, когда нет четких ЦУ. Другой разговор, что иногда помощь организатора в разработке концепции все же нужна, и вот тут не хотелось бы сталкиваться с равнодушием. Но, если честно, такого в моей практике и не было.
Фотограф: Артем Виндриевский
Свадебное агентство: «Ягода»
— Организаторы и оформители на вопрос про вдохновение очень часто отвечают, что их вдохновляет пара. Кого-то вдохновляют фильмы или книги, но вряд ли это каждое просмотренное кино и каждый прочитанный роман…
Любой творческий человек находится в непрерывном мыслительном процессе. Что угодно может вдохновить: и фильм, и книга, и музыка. У меня в голове есть некие придуманные мной картинки, которые хотелось бы воплотить в жизнь. Часто мы знакомимся с парой, и в моем «багаже идей» находится то, что им идеально подходит. С одной стороны, они вдохновляют на то, что предложить, но с другой – это идея, которая когда - то была придумана и просто ждала своего часа. Но чаще всего вдохновение все таки идет от пары. Смотришь на ребят – и начинает рождаться их индивидуальная история.
— Скоро начинается новый сезон. Какие ты можешь предположить тенденции?
Мы сами создаем эти тенденции (смеется).
Наверное, основные тенденции диктует индустрия моды, которая и задает вектор развития. В ближайшем будущем останется лаконичность, минимализм, выдержанный до мелочей стиль, интересная цветовая палитра, световые инсталляции. Будут подбираться необычные локации, которые, возможно, придется застраивать «в чистом поле», потому что подходящих мест для проведения свадьбы очень немного, и все уже устали от одного и того же.
— Сегодня оформление – это, как и раньше, лишь «красивая картинка»?
Оформление – это часть концепции свадьбы. Декораторы не просто создают картинку, они дополняют ею основную идею мероприятия. Я могу объяснить, зачем и почему мной предложена каждая деталь. И это неразрывно будет связано с общим концептом. Если бы мы просто создавали картинку в отрыве от всего остального, то, вероятно, не смогли бы защитить перед клиентами и организаторами ни одной сметы.
Первое фото: фотограф Наталья Фёдорова, свадебное агентство «Два Апельсина»
Второе фото: фотограф Елена Жунь, свадебное агентство MHoliday WEDDING
— С ростом свадебного рынка растет и конкуренция. И объективно говоря, делать качественно и красиво научились многие. Какие другие вещи, которые, возможно, и не видно, стимулируют пару к выбору того или другого декоратора?
Важно то, как ты работаешь в процессе, насколько отзывчив, коммуникабелен, держишь ли свои обещания, все ли делаешь вовремя. Очень важно, как ты общаешься с клиентом, умеешь ли обосновывать то, что предлагаешь. Как выглядишь, как разговариваешь. Значение имеет не только то, насколько крутые, оригинальные, интересные у тебя получаются проекты, но и личные качества. Нужно «чувствовать» клиента и понимать, какой у него психотип.
— Какую пару ты, не задумываясь, назовешь «своей»?
Современную, стильную, позитивную, с чувством юмора. Все пары обладают «плюс-минус» этими качествами, ко всем можно найти свой подход. Можно и нужно. В этом и заключается наша работа.