В этом году многим пришлось перенести свадьбу или отпраздновать ее более скромно. Но пандемия повлияла не только на тысячи женихов и невест — можно сказать, что она изменила всю свадебную индустрию. После окончания весеннего карантина нововведения этой непростой эпохи остались с нами, хотя свадьбы вновь проводятся «вживую». Ведущие продолжают проводить мероприятия онлайн, организаторы заботятся о том, чтобы молодоженов, несмотря на закрытые границы, смогли поздравить близкие из других стран, бренды свадебных платьев устраивают дистанционные примерки.
Как изменилась жизнь и работа декораторов и компаний, занимающихся сервировкой, прокатом элементов декора и мебели? Мы задали этот вопрос компании Go Rent, которую основали Владимир и Лилия Горлановы — они же являются руководителями одного из самых известных свадебных агентств Москвы. Их философия «Все для элегантных сервировок» раскрылась намного глубже после трансформации всего мира в эпоху пандемии. Если раньше они уделяли больше всего внимания предоставлению широкого выбора для декораторов и удобству сервиса, то теперь к этому добавилось разумное отношение к окружающей среде. Сервисы аренды выступают трендсеттерами в вопросе разумного потребления. О сотрудничестве с ответственными производителями и второй жизни посуды, которая «отслужила свое» на свадьбах, нам рассказали руководитель компании Go Rent Владимир и менеджер по работе с клиентами Александра Климантович.
— Как строилась ваша работа этой весной?
Александра: После официальной отмены всех мероприятий число активных заказов сильно сократилось: остались заказы на оформление частных домов, приватных ужинов. И у нас появилось время на те важные дела и идеи, которые мы откладывали в долгий ящик.
Из самого долгожданного: мы успешно открыли филиал компании Go Rent на юге России, в Краснодаре, который является источником арендного декора для свадеб в Крыму и Сочи. А сейчас продолжаем подготовку к запуску еще нескольких филиалов. У нас появилось новое направление: мы начали создавать цветочные композиции и букеты из живых цветов. Теперь их можно заказать одним нажатием кнопки у нас на сайте вместе с элементами сервировки. Это стало востребовано у организаторов, которые часто выполняют еще и функции декоратора. Также мы нашли время наладить процессы по переработке мусора и занялись оптимизацией расходов. Эти сложные времена оказались для нас очень продуктивными.
— Кроме этих нововведений, что вы решили поменять в работе Go Rent?
Александра: В первую очередь, принцип расширения ассортимента. Мы по-прежнему представляем самую широкую линейку предметов сервировки и текстиля. Но увеличение ассортимента теперь происходит более вдумчиво. Мы говорим «да» добавлению уникальных для нашего рынка изделий, и четкое «нет» копированию ассортимента коллег-конкурентов.
К сожалению, не все компании придерживаются такого похода — мы видим, как копируется популярный ассортимент нашего сервиса. Это плохо сразу по двум причинам: происходит демпинг цен, и одинаковые изделия простаивают на складах компаний. Наращивание новых позиций — это развитие рынка со всех сторон. Так декораторы и организаторы получают возможность создавать совершенно новые решения, а не пытаться вдохнуть жизнь в уже поднадоевшие предметы сервировки и мебели.
— Получается, немногие разделяют идеи разумного потребления? Или вы находите людей, которые с вами «на одной волне»?
Владимир: Мы ценим современных производителей, которые соблюдают нормы экологичного производства и разумно относятся к упаковке — мы выбираем в качестве поставщиков именно их. Иная сторона расширения нашего ассортимента — это подбор таких «правильных» подрядчиков.
Кроме того, мы продолжаем делать наш сервис максимально удобным и снижаем количество «ручного» труда — автоматизируем все процессы, которые возможно. Сейчас это касается, в первую очередь, внутренней работы, которую клиенты не видят: контроля качества и сборки заказов. В итоге энергия сотрудника в течение рабочего дня расходуется эффективно и рационально, что ведет к улучшению клиентского сервиса.
— Какие еще экологичные решения вы внедрили в этом году?
Владимир: Мы стараемся полностью уйти от хрупкой и одноразовой упаковки, а работа с бракованными и списанными изделиями — это непосредственная помощь нашей планете, которая задыхается под мусорными полигонами. Сейчас, в эпоху онлайн-магазинов, когда площадь складских помещений неуклонно растет, мы все чаще видим потребительский и неэкологичный подход в работе с отжившими свой век вещами и упаковочным материалом. Проще и быстрее все выбросить в мусорный бак, чем занимать арендное место на складе, да и сотрудники компаний, как правило, не погружены в тему экологии.
Здесь надо уделить время образованию сотрудников и продумать удобные решения, чтобы можно было совмещать текущие обязанности с сортировкой брака и мусора. Мы уже далеко продвинусь в этом вопросе — сортировка мусора на нашем складе уже даже не «модное нововведение», а привычная часть рабочего процесса.
— Куда отправляются ненужные или старые вещи, если не в мусорный бак? Вы сдаете их на переработку?
Александра: В каждый предмет, вышедший из употребления, мы стараемся вдохнуть вторую жизнь: восстанавливаем покрытие поврежденных изделий и перетягиваем мебель. Порой это обходится дороже заказа новых, зато мы не пополняем свалки новым мусором.
Текстиль с браком получает новую жизнь в детских центрах и театральных студиях, где из этих тканей шьют костюмы для представлений. Посуда с мелкими сколами становится частью творческого процесса в студиях или мастерских, которые занимаются декупажем, росписью, керамической мозаикой и витражами.
— Давать вещам вторую жизнь — выгодно, или это скорее альтруизм?
Владимир: Переход на экономичную упаковку, подбор новых подрядчиков и менеджмент второй жизни брака скорее увеличивают наши текущие расходы. При этом, мы не повышаем стоимость аренды изделий, а напротив, регулярно снижаем.
Мы уверены, что временное снижение прибыли оправдано стабильным развитием в будущем. И самое главное, мы поможем миру и природе дольше оставаться такими же прекрасными. Кроме того, такой подход к работе нас очень вдохновляет. Мы будем рады, если наш пример вдохновит и коллег, ведь даже эти небольшие шаги — огромный вклад в общее дело.