Илона Бильчук — один из тех декораторов, за которыми действительно интересно наблюдать. В ее проектах соединяются футуристичность, глубина и внимание к смыслу. Каждая работа — отражение характера, энергии и любви к деталям. Мы поговорили с Илоной о системности и свободе в творчестве, перфекционизме и миссии декоратора сегодня и узнали, как ей удается соединять инженерную точность с вдохновением.
Ты часто говоришь о структурности и выстроенной системе в работе. Почему для тебя это важно и как удается при этом сохранять творческую свободу?
Наверное, скажу очевидные вещи, но далеко не каждый декоратор может гордиться тем, что умеет работать структурно. Мы часто слышим это от клиентов, и не просто как вежливость, а как настоящую обратную связь. Я даже включаю эти отзывы в наш внутренний брендбук — настолько мне это откликается.
У нас действительно есть четкая система — от первого касания до монтажа. Клиент всегда понимает, когда получит предложение, в какие сроки будет отрисовка эскизов... Мы делаем все вовремя, с напоминаниями о дедлайнах и нюансах, которые могли бы ускользнуть. С организаторами та же история: всегда есть монтажный план и прописанные процессы. За несколько дней до события мы просим собрать представителей всех цехов хотя бы на час — пройти проект «ножками», как будто мы уже на площадке. И именно в такие моменты чаще всего всплывают детали, о которых раньше никто не подумал.
Такая структура не мешает творчеству — наоборот, она его защищает. Я быстро генерирую идеи, а команда помогает им обрести форму: кто-то собирает презентацию, кто-то работает с искусственным интеллектом, кто-то считает сметы. Когда у всех есть своя зона ответственности, появляется пространство для креатива — без хаоса и паники.
Какие навыки ты считаешь ключевыми для декоратора сегодня? Что отличает сильного специалиста от просто талантливого?
Я вообще считаю, что талантливы все. Просто кто-то еще не знает об этом, а кто-то развивает свой талант осознанно. Кому-то нужно больше времени на погружение, кому-то — меньше. Кто-то может придумать концепцию за день, кто-то — за месяц. Все индивидуально. Самое важное — изучить себя и свои скилы, понять, в чем твое преимущество. Я, например, долго шла к тому, чтобы научиться делегировать. Раньше все пыталась держать под контролем, и это мешало развитию. Сейчас у меня есть команда, и именно благодаря ей я могу быть тем самым креативщиком, который генерирует идеи и двигает проект вперед. Без них я просто талантливая, но с ними — сильный специалист.
В твоей работе много технических нюансов. Как ты совмещаешь инженерное мышление и художественное видение?
Когда мы только формируем техническое задание, в моей голове уже есть цельная картинка. Я буквально «хожу» внутри идеи, зная, где что будет стоять, как ляжет свет, где будет акцент. Конечно, помогает команда дизайнеров: у нас их несколько, и каждый отвечает за свою часть. Они поддерживают мой полет креатива — и, когда нужно, аккуратно приземляют.
Ребята на производстве у нас особенные — они любят сложные задачи, не боятся вызовов. Я, наверное, ни разу не слышала от них фразу «это невозможно». Мы всегда ищем решение вместе, доводим все до идеала — чтобы картинка в моей голове стала реальностью и при этом была технически грамотной. В этом и есть магия нашей работы.
Организаторы называют тебя самым вовлеченным декоратором. Что для тебя значит «быть вовлеченной»? И почему, на твой взгляд, это редкое качество в индустрии?
Наверное, потому, что я действительно живу каждым проектом. И это не просто красивые слова — мне важно быть внутри процесса, понимать все до мелочей.
Когда-то я прошла обучение в школе организаторов у Насти Соколовой (SWS School), и это сильно повлияло на мой подход. Я тогда хотела понять, как они мыслят, что для них важно. И теперь, работая как декоратор, я могу помогать в вопросах, которые формально выходят за рамки моей зоны ответственности. Например, когда клиент только выбирает площадку, я могу подсказать подходящие варианты, рассказать о нюансах — просто потому, что я их знаю. Мы с командой часто ездим на новые площадки, изучаем их, даже если пока не работаем там. У меня в телеграм-канале есть подборка таких мест с комментариями — это наш способ быть в контексте.
Но главное — мы не перекладываем ответственность на организатора. Наоборот, стараемся помогать в каждом вопросе. Многие говорят: «Это не наша работа». А я считаю, что результат — общая задача. Благодаря той самой структуре, о которой я говорила раньше, мы заранее прописываем все нюансы, которые могут возникнуть во время монтажа, и стараемся их предусмотреть. И делаем все с огромной любовью — не ради галочки или благодарности, а потому, что нам по-настоящему важно, как все получится. Когда относишься к делу с таким внутренним участием, процесс становится легким.
Еще одно твое качество, которое часто отмечают, — ответственность. Как ты для себя определяешь ее — перед клиентом, пространством, командой или идеей?
Мы с командой всегда берем ответственность не только за свою часть — декор, — но и за весь проект целиком. Я считаю, что невозможно сделать идеальное событие, если не понимаешь, как работают все остальные цеха: техника, банкетная площадка, режиссура, организация. Мы стараемся вникать во все.
Только тогда получается по-настоящему целостный результат — когда ты видишь, что можно подчеркнуть, где добавить, а где, наоборот, чуть убрать. Декор для меня — не просто оформление, а инструмент, который помогает раскрыть идею события. И вот это чувство ответственности за общее дело, за настроение дня, за команду, — оно у нас встроено в ДНК.
Ответственность часто связана с перфекционизмом. Бывает ли, что он мешает — и как ты с этим справляешься?
Думаю, мой перфекционизм сильнее всего проявляется в личных вещах, например в ведении соцсетей. Я ужасно ругаю себя, если что-то делаю «не идеально». Сейчас я работаю над этим. Учусь отпускать, не ждать «правильных» условий, а просто делать. В работе все иначе — там я свободна. Наверное, это обратная сторона любви к порядку.
У декораторов, кажется, не бывает «стерильных» проектов. Что самое неожиданное или сложное происходило в твоей практике и как ты вышла из ситуации?
Если под «стерильными» проектами ты имеешь в виду совсем без косяков — таких, наверное, не бывает. Но, честно говоря, сложных ситуаций у нас сейчас очень мало. Мы долго к этому шли: выстраивали систему, нарабатывали опыт, анализировали ошибки. Но если что-то и случается, я всегда придерживаюсь принципа: безвыходных ситуаций не бывает. Это, наверное, главный жизненный ориентир — и мой, и всей команды. Что бы ни произошло, мы всегда найдем решение. Так было и будет.
Какие риски в работе декоратора чаще всего остаются за кадром для клиента?
Вот, например, совсем недавно мы делали оформление на веранде The Carlton, Moscow с Russian Wedding Group. И именно в эти дни в Москве проходили большие фестивали. Из-за этого возникла проблема с поставками — не могли привезти нужный ковролин. Причем самый обычный, бежевый!
Сначала, конечно, паника. Мы с командой начали искать варианты, нашли совершенно другой ковролин — и, как ни странно, это оказалось удачей. Он был хамелеоном: днем — один оттенок, вечером — другой, что в итоге идеально вписалось в концепцию. Клиент ничего не заметил: все выглядело даже лучше, чем планировалось.
Риски всегда есть, но для нас это часть процесса. Главное — сохранять спокойствие и решать вопросы быстро, не втягивая в это клиента.
У тебя есть творческие проекты в необычных местах — Сокотра, Антарктида, Шантарские острова. Как рождаются такие идеи? И что они привносят в твою работу?
У меня есть одна очень талантливая подруга, Кристина Макеева, и, как говорит мама, мы с ней «нашли друг друга». Она любит путешествовать и показывает мир через объектив, а я могу привезти в пустыню гигантские шары и надуть их без насоса, потому что на всем острове его просто нет.
Эти проекты для меня — возможность раскрывать уникальные места планеты и показывать, как искусство может существовать за пределами привычных банкетных площадок. Это совсем другой уровень креатива — чистый, свободный, ничем не ограниченный.
После проекта на Сокотре нам писали люди, которые даже не знали, что туда можно добраться. Дорога действительно была сложной. Мы были одними из первых, кто открыл этот остров. И вот в этом для меня настоящая магия творчества — когда ты выходишь за рамки привычного и делаешь что-то, что вдохновляет других.
Как ты подходишь к созданию декора в таких экстремальных условиях, где пространство диктует свои правила?
Это, наверное, лучший способ проверить себя на прочность. Например, в Антарктиду мы решили поехать не как все нормальные люди — не на лайнере с шампанским и люстрами, а на парусной лодке. Девять штормов, волны, ветер — и все это мы прожили на сто процентов.
Но именно это дало ощущение настоящей силы. После Антарктиды, честно, мне уже ничего не страшно. И в этом, кстати, есть своя миссия: когда я делюсь такими историями, вижу, что они вдохновляют других. Многие декораторы боятся выходить из зоны комфорта и экспериментировать. А потом видят и думают: «Если она смогла, значит, и я смогу». Для меня это очень ценно — быть тем человеком, который не просто делает проекты, а показывает: все возможно.
В чем ты видишь миссию декоратора в ивент-индустрии?
Если смотреть со стороны клиента, моя миссия — раскрывать людей через декор. Мне важно показать, кто они, передать их энергию, историю, характер. Когда человек видит оформление и чувствует: «Это про нас» — вот тогда все получилось.
А если говорить шире, про индустрию, то сейчас моя миссия в том, чтобы объединять. Я создала сообщество для декораторов — не просто школу или курс, а именно пространство, где можно делиться, поддерживать друг друга. Мне хочется, чтобы люди не чувствовали себя в изоляции. Кажется, без этого индустрия потеряет живость. Очень многим сейчас нужна поддержка, ощущение плеча рядом. Мы можем конкурировать, но при этом оставаться союзниками. И это, как бы наивно ни звучало, действительно важно.
Как ты восстанавливаешься после больших проектов?
Честно, просто сплю. Но если говорить серьезно, я не устаю так, как может показаться со стороны. Я очень люблю свою работу — настолько, что не воспринимаю ее как «работу». Это просто жизнь, которая мне в радость.
Даже на монтаже я отдыхаю, потому что рядом команда, которой я доверяю. А в творческих поездках — как на Сокотре или в Антарктиде — совмещаю и вдохновение, и перезагрузку. Наверное, я из тех людей, кто получает энергию именно от процесса. Чистая рабочая лошадка — в хорошем смысле.
Что для тебя идеальный праздник — как для зрителя, а не создателя?
Все зависит от повода. Если это Новый год, день рождения или свадьба, то, конечно, в кругу самых близких. Я вообще домашний человек, для меня самое ценное — это быть рядом с родными.
А вот если говорить про праздники вроде нашей годовщины или десятилетия студии, то это уже про масштаб, эмоцию, энергию. Там я хочу, чтобы все было про нас: с душой, с размахом, с нашими людьми. Где можно посмеяться, поболтать, вспомнить все, что мы прошли.