@depthofnegation, @richardson.asya
Ася Ричардсон — арт-директор «Кривоколенного 9с3», флорист, сет-дизайнер, фотограф. Да что там, художник! Она создает трогательные и немного безумные инсталляции, используя все, что радует глаз: в ее руках предметами искусства становятся и кочаны капусты, и мармеладные ленты. Мы поговорили с Асей о ее небанальном видении, трендах в сет-дизайне и эволюции оформления мероприятий.
С чего началась ваша карьера?
Моя карьера началась прекрасным опытом в бутике UK Style. 10 лет я работала байером на тот момент новаторском проекте, который представлял британских, скандинавских, японских дизайнеров (мы, например, первыми привезли в Россию Simone Rocha). Я регулярно ездила на закупки в Лондон и Париж — и это была титаническая возможность соприкоснуться с прекрасным и понять, как важен антураж: оформление бутиков, подача, внешний вид сейлс-менеджеров… И конечно, в каждом уважающем себя шоуруме стоял потрясающей красоты букет. Тогда и началась моя любовь к флористике и незабываемый и очень яркий эксперимент.
Расскажите о первом мероприятии, которое вы оформляли.
У меня было настоящее боевое крещение: оформление огромного светского мероприятия в Петровском путевом дворце командой из трех человек. Мы создавали композиции для столов, входной группы, сцены. Это был шоковый проект — что-то совершенно новое для того времени и для меня лично. В день мероприятия я боялась просыпаться! Но все прошло хорошо, и все остались довольны. И это дало понимание, что нет ничего невозможного.
Как вы нашли свою эстетику?
Мое понимание эстетики заложили те поездки на закупке. Сумасшедшие истории дизайнеров, стоявших за созданием брендов, их харизма, видение и человеческое отношение к людям. Но самое смешное, что большинство профессионалов, которые на меня повлияли, работают с довольно строгими брендами. Поэтому даже не знаю, откуда у меня эта любовь к бешеным цветам, детскости и яркости.
Вы много работаете с овощами и фруктами. В последнее время это один из главных трендов сет-дизайна. Расскажите, как он появился?
Думаю, этот тренд вылился из ковидной истории. Мы все очень много сидели дома, для творческих людей это было максимально не здорово. Поэтому стало очень много экспериментов (я, например, заказывала цветы и делала съемки для дружественных брендов у себя в квартире). К моменту, когда нас выпустили из заточения, в азиатских аккаунтах стали пробиваться дополнения стола фруктами и овощами. И мы начали их перенимать. А потом появилась Лайла Гоар [@lailacooks — прим. ред.] и перевернула на 180 градусов все представления о сеттинге. Она бомбанула своей новой действительностью — и все поняли, что в декоре можно выходить намного шире рамок просто цветов.
Что лично вас цепляет в сет-дизайне?
Мне нравится, что в сет-дизайне очень-очень-очень много творчества, — это ближе к искусству, чем к простому декору. Понятно, что и флористику в какой-то перспективе можно считать искусством. Но все же, когда дело касается цветов, нас многое ограничивает — это и законы создания композиций, и довольно строгие условия их хранения (должна быть и вода, и плюс-минус определенная температура…). А сеттингом можно делать все, что угодно: здесь во главе не выверенная эстетика, а эмоции, которые он вызывает. Другой вопрос, что в последнее время появилось титаническое количество повторов. Конечно, все мы подкреплены к какому-то космическому и прекрасному и подпитываемся от него… Но здесь истинным творцам важно выработать у заказчика доверие — это дает огромное раскрепощение. Чем выше уровень доверия, тем больше уникальных вещей можно сделать. Их никто никогда не повторит — потому что это будет слишком глубинно.
Что важно знать о съедобном сеттинге?
Важно знать, что его в любой момент могут съесть, и вся инсталляция порушится. Я, конечно, шучу, но в этом есть доля правды. Сейчас моя основная рабочая площадка — «Кривоколенный 9с3». Там очень уютно, легко и как-то по-семейному. Помню, когда я делала один из первых сеттингов в гастробаре и раскладывала по столу абрикосы, подбежали дети и стали их брать. А я очень забеспокоилась — ведь я не обрабатывала фрукты. Но важно не просто все помыть, а продумать каждый уровень инсталляции. Чтобы, пока она будет съедаться, на столе было по-прежнему прилично и красиво.
Где грань между условной фруктовой тарелкой и инсталляцией?
Наше восприятие очень субъективно — и в этом конфликт всего современного искусства как такового. То, что для одного человека — все, для другого — просто какие-то куличики. Здесь большую роль играет образованность человеческого глаза — то, насколько он насмотрен. И, конечно, уважение аудитории. Если люди, чье мнение для вас ценно, говорят, что это искусство — есть смысл присмотреться. Или, еще лучше, — спросить у художника, который задумал инсталляцию, в чем ее идея и постараться ее понять.
Чьи арты вас вдохновляют?
Для меня главный человек в индустрии — Симон Гуч [@fjura_ — прим. ред.]. Как она изменила мир флористики, так и остается моим вдохновителем и ориентиром. Еще (хоть это и не относится к сет-дизайну) очень уважаю стиль Сесиль Бансен. Смотрю ее ролики, и в голове сразу рождаются какие-то истории. Я очень реагирую на цвет. Могу пойти в тот же Пушкинский и, если там окажется какая-нибудь прекрасная экспозиция, которая откликается моему сердцу, она точно так же меня вдохновит.
Если говорить строго про сет-дизайн, помимо гения гениальности Лайлы Гоар, мне очень нравится проект Ananas Ananas [@ananas____ananas — прим. ред.]. Один из редких, кто не копирует. У Ananas Ananas всегда приглядывалась умная эстетика. Хочется больше такого! Больше индивидуализма, больше экспериментов, больше удивлений миру.
Какой вы видите эволюцию декора банкета?
Для меня эволюцией декора банкета будет отказ от шаблонов. Я понимаю, что это очень идеалистически и отчасти невозможно. Не у всех есть тот уровень доверия (иногда требуется получить согласование сотни ответственных лиц и строго следовать референсам — такова данность мира). Но мне кажется, если мы перестанем бояться экспериментов, банкеты скорее станут про экспириенс. Сейчас у большинства ужинов есть более менее предсказуемый сценарий. А если идти туда, где ты не знаешь, чего ожидать, будет намного веселее. Вторая моя идеалистическая мысль — про минимализм. Большинство банкетов всегда про что-то объемное. Хочется, чтобы люди скорее поняли, что арт может выражаться лаконично.