Дмитрий Кожома — один из самых востребованных ведущих России, вице-чемпион высшей лиги КВН, резидент Comedy Club, участник шоу «Новые звезды в Африке»... Зачем мы рассказываем — вы и так все знаете. Мы встретились с Димой в отеле The St. Regis Moscow Nikolskaya и поговорили о work-life balance, любимых заказчиках, психотипах и отдыхе на острове Пханган.
Как ты успеваешь совмещать множество своих проектов?
Если честно, я не успеваю. И меня это злит. Наверное, это связано с тем, что я не умею четко распределять приоритеты и выстраивать день так, чтобы в него помещалось все. Но отчасти «виновата» и профессия: часто нужно где-то спонтанно появиться, решить вопрос здесь и сейчас, с кем-то встретиться и переговорить. А когда я прихожу домой, то не могу сразу лечь спать. Мне нужно обязательно отделить день еще чем-то: общением, книгой, сериалом... Жена не выдерживает мой ритм и говорит: «Дим, я пойду спать», а я: «Давай, утром увидимся». А утром нужно вести одного ребенка в сад, другого в школу, плюс с собакой погулять. Поэтому приходится вставать рано и сразу включаться. Но раньше, например, меня могло выбить из колеи, когда я занимаюсь одним делом, в это время летят сообщения по другому, и я не успеваю уделять им внимание параллельно. А сейчас уже не суечусь: просто постепенно решаю возникающие вопросы.
Тяжело ли быть в центре внимания и под прицелом камеры такое большое количество времени?
Это, конечно, очень приятный вопрос. Но не так велико количество этих камер и внимания. Оно просто есть. И в этом плане меня удивляет наш народ: запоминает, ностальгирует, любит все старое... «Любит все старое» — это я, как будто, про себя сейчас сказал [смеется — прим. ред.]. Как бы там ни было, думаю, эта наша черта отчасти и помогает мне оставаться в фокусе еще со времен КВН.
Тебя часто узнают на улице?
Узнают часто, но реагируют по-разному. В регионах темп жизни медленнее и встретить кого-то с телевидения — это событие, надо сфотографироваться на память. А в Москве все несутся, смотрят в телефоны и ничего вокруг не замечают. К тому же, в силу социальных сетей, всем кажется, что они достаточно с тобой знакомы. Поэтому нет этой радости от встречи и желания пообщаться.
Были ли какие-то смешные моменты, когда тебя узнавали на улице и подходили?
Как-то я поехал знакомиться с родителями супруги в Петербург. Мы шли по Невскому, культурно общались. И вдруг появился персонаж, который узнал меня и не смог контролировать эмоции. Смотрит в лицо и говорит: «*Нецензурно* Ого, Кожома, ого!» И так без остановки, очень громко, раз 15. И вот, с одной стороны, мне прикольно, что при родителях меня узнали. А с другой, как меня узнали — не совсем прикольно. Потому что «Ага, вопросики. Что за аудитория у этого человека? Почему именно такие люди в восторге? И чего они так эмоционально реагируют?».
Что самое ценное дал тебе опыт в КВН?
Да вообще все. Географию: во многом благодаря КВН я посетил больше 50 стран. Знакомства: опять же, благодаря КВН, я выступал перед восьмью президентами одновременно. Да просто любовь к жизни! Плюс, КВН научил меня делать очень многие вещи — это касается всего креатива, юмора и просто общения с людьми.
К какому типу личности ты себя относишь?
По-моему, я холерик. Во всяком случае, так было до того, как появился human design, и все обращали внимание только на психотипы. Ну и могу быть меланхоликом, Питер для этого идеальное место.
То есть ты довольно вспыльчивый, раз холерик?
Скорее нет. Но могу быть вспыльчивым в определенных ситуациях.
Ты проснулся не в настроении — а впереди ивент, где ты ведущий. Как будешь настраиваться?
Для меня музыка — невероятный драйвер. Могу попросить звукорежиссера врубить на полную катушку любимый трек и забываю обо всем.
А расскажи про свой музыкальный вкус.
Мне нравится классная музыка, на мой взгляд [смеется — прим. ред.]. Инди-рок, фанк. Если говорить о любимых группах, то это Jamiroquai, Parcels, Gossip. Их музыка разгоняет как топливо. Под нее хочется бежать, достигать, брать свое. А если мне нужно погоревать, сидя у окна, в дело идут соплежуйские треки Сэма Смита или Уилла Янга, например.
Какие интерактивы любишь проводить сейчас больше всего?
Я, честно говоря, не очень люблю проводить интерактивы. Мне нравится общаться. Поэтому я стараюсь придумывать механики, в которых могу заставить людей просто поговорить. Чтобы они не отмораживались типа «что он говорит, как стыдно» или «зачем он до нас докопался». А с удовольствием, комфортно включались.
Что для тебя самое сложное в работе ведущего?
Самое сложное, когда меня зовут на мероприятие не как Диму Кожому, а как ведущего, который должен выполнить функцию. Когда нужно говорить заготовленный текст, который написан не мной и даже не под меня. Быть неестественным и притворяться тем, кем я не являюсь. Самое классное, когда зовут именно меня и ждут мое видение, мой юмор и так далее. А дальше я уже синхронизируюсь с людьми и нам просто прикольно вместе.
Твой клиент — какой он?
Состоятельные дядьки с самоиронией. Знаешь, есть богатые люди, которые уже богатые давно. А есть те, кто стали богатыми недавно. И вот когда шутишь над последними, они могут обижаться: «Я вообще-то знаете, кто?» А те, кто уже сжился со своим статусом, они такие: «Да говори, что хочешь: можешь стебать, можешь шутить. Все нормально, мы все понимаем».
Ты много путешествуешь. Расскажи про любимое место, куда ты готов возвращаться?
Я готов не раз возвращаться на Пханган. Там прикольная атмосфера. И прикольная она, благодаря людям, которые туда приезжают. На Пхангане нет тех, у кого двухнедельный отпуск, и за это время надо урвать все: море, дискотека, не спим. Люди приезжают раствориться в острове и стать его частью. А если оказываешься на Пхангане с негативными мыслями — он всегда даст тебе по башке.
А что тебя вдохновляет, кроме путешествий?
Недавно я составлял такой список! Это прикольное кино. Например, недавно я посмотрел документалку про Бекхэма. После всего, что он пережил, с чем справился, думаешь: «Ну елки-палки, то есть у него такого уровня были проблемы, а я рефлексирую из-за какой-то фигни». Это дорога за город на машине под классную музыку. Это момент медитации, состояние потока. Это времяпрепровождение с семьей. Когда у вас есть четкий план, что вы будете делать, вы это делаете и кайфуете вместе.
Много ли ты проводишь времени с детьми?
Я стараюсь все свободное время проводить с детьми. Если бы мне сказали выбрать: успешная карьера, но при этом нет крепкой связи с детьми, либо быть прикольным отцом, но иметь средний достаток — я бы выбрал что-то среднее. Карьера рано или поздно заканчивается, а семья — это твоя команда. Мне уже хочется радоваться не своим победам, а победам детей. И понимать, что я имею к этому какое-то отношение.
Какое у тебя любимое место в Москве?
Цветной бульвар, в месте, где находится ресторан «Горыныч». Красиво садится солнце, просматривается Рождественский бульвар и людей не так много. Оно мне нравится на каком-то энергетическом уровне.
Расскажи факт, который о тебе никто (почти) не знает.
Я видел НЛО. Надеюсь, что мне это не приснилось. Но меня не похищали.
Чувствуешь ли ты выгорание?
Оно периодически подкатывает, но вторая ипотека напоминает: «Димуль, ну какое выгорание, о чем ты говоришь? Нам еще работать и работать». Если у тебя есть какая-то ценность, если ты к чему-то идешь, здесь не до выгорания. Плюс, если ты транслируешь себя так, как на самом деле хочешь, то притягиваешь людей, которые не высасывают энергию. Когда все по любви, выгоранию не остается места.