Вадим Сидур «Эскиз надгробия», 1965. Пабло Пикассо «Голубка», 1960-е
Искусство ясно и остро реагирует на все, что происходит в жизни, будь то личные переживания или глобальные социальные перемены. Все, даже самые страшные и разрушительные события, находит отражение в картинах, фотографиях, скульптурах, стихах и музыке. И тем не менее, война и творчество противоположны. Война равно опустошение, творчество — созидание. Мы собрали работы художников, которые вдохновлялись пацифизмом и верой в лучший мир.
Пабло Пикассо
«Белый голубь мира», 1961
«Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны», — говорил Пабло Пикассо. Он нарисовал незамысловатую птицу с оливковой веткой в клюве специально ко Всемирному конгрессу сторонников мира 1949 года, и с тех пор его голубка стала самым узнаваемым символом пацифизма в мире.
«Голубка», 1949
Бэнкси
Приставка «анти» проходит через все творчество Бэнкси: его искусство антикапиталистическое, антиполитическое, антиэлитарное и, конечно, антивоенное. В его карьере не раз появлялись пацифистские сюжеты. Это и «Обнимающая бомбу», и «Метатель цветов», и «Солдаты рисуют пацифик». «Искусство должно утешать тревожных и тревожить спокойных», — считает художник.
Soldiers Painting CND Sign, Bomb Hugger
Ричард Лэм
Летней ночью 2011 года хоккейный клуб «Ванкувер Кэнакс» проиграл своим соперникам из «Бостон Брюинз». То, что начиналось как цивилизованный матч, закончилось насилием и разрушениями. Успокоить болельщиков взялись полицейские. Выстроив цепь, они повалили с ног девушку. А ее спутник бросился к ней на асфальт. Трогательный момент попал в объектив Ричарда Лэма, став молчаливым лозунгом: любовь — сильнее боли.
Vancouver Riot Kissing Couple, 2011
Вадим Сидур
Вадим Сидур — один из самых знаковых представителей советского нонконформистского искусства. Он говорил о боли и разрушениях (само собой, на языке пластики), когда другие боялись подать голос. «Я считаю, что не совсем верно говорить о моем жгучем интересе к войне, насилию, бесчеловечным жестокостям. Это не интерес и даже не долг, а жизненная необходимость».
«Формула скорби», 1972. «Связи, нежность», 1963
Макс Эрнст
Макс Эрнст был одним из тех, кто, не в силах постичь суровые реалии войны, стал искать более нетрадиционные способы самовыражения. Немецкий художник исследовал искаженную послевоенную психику, пострадавшую от контузии и травмы. Его «Целебес» — мутант человека и танка, принявший форму слона, — это декларация того, как беспомощен человек перед машиной.
Celebes, 1921